Нет второго Маяковского, умеющего так вращать словами
Кто-то из великих мыслителей сказал, что люди перестают мыслить, когда прекращают читать. И народная артистка России Надежда Бабкина с этим полностью согласна:
- Мне очень нравится новое поветрие по книгообмену. Хотя книгами менялись всегда. Мы менялись, учась в школе, и уже здесь, в Москве, когда училась в Гнесинке. Только обычно менялись с возвратом. Тут ничего нового не изобрели, просто ввели новое слово — «буккросинг». Лучше бы, конечно, русское — «книгообмен», а еще лучше — придумали бы чтонибудь новое. Но, видимо, нет в наше время второго Маяковского, умевшего так вращать словами. Хотя, может быть, как раз среди тех детей и подростков, которые пришли в «Сад «Эрмитаж» в субботу, и были будущие Маяковские.
Сейчас все жалуются, что дети стали мало читать. Около месяца назад на страницах журнала «Сноб» познакомилась со статьей одного психолога, уверенного, что сегодняшние дети тоже читают, только другие книжки. Что фантастику и приключения заменило фэнтези. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что главное все-таки — это сам процесс чтения. И если ваш ребенок совсем не читает, то пусть он хотя бы начнет, хотя бы второсортную литературу. Мне лично ближе русская и европейская классика.
Литература — после родителей, конечно, — главный воспитатель для каждого человека. Именно воспитатель. Сегодняшний мир — это огромный поток информации, огромное количество фактов, обрушивающихся на нас каждую минуту. И в них масса информационного мусора, который заполняет наши головы. Эта информация не дает ответа на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо, не учит нас отличать красивое от некрасивого.
Тридцать лет назад считалось, что советский народ самый читающий в мире. И вокруг все действительно читали. Сегодня у меня две внучки и внук. И я мечтаю, чтобы их поколение оказалось таким же читающим, как мы. Ведь будущее нашей цивилизации — это знания. И чтобы наши дети и внуки нашли себя в будущем мире, где будет править экономика знаний, сегодня надо показать им, как управлять информационными реками, и привить любовь к литературе, которая и научит работать с информацией и покажет, как отличать добро от зла.
Пускай ваши дети начнут читать любые книги, бумажные или электронные. Это первый шаг. Второй — это ваше умение подсунуть им правильные, хорошие книги. Каждый родитель, бабушки и дедушки должны быть тонкими психологами, чтобы понимать и чувствовать своих детей и внуков и видеть, когда пришло время заинтересовать их той или иной книгой. И тогда мы снова станем самой читающей страной.