Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Невидимая рука раскрывает слой за слоем

26 октября. Реставратор Наталья Шарова в одиночку трудилась надреставрацией иконы кисти мастера XVII столетия Степана Казаринова. Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»
26 октября. Реставратор Наталья Шарова в одиночку трудилась надреставрацией иконы кисти мастера XVII столетия Степана Казаринова. Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»
26 октября. Реставратор Наталья Шарова в одиночку трудилась надреставрацией иконы кисти мастера XVII столетия Степана Казаринова. Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»
26 октября. Реставратор Наталья Шарова в одиночку трудилась надреставрацией иконы кисти мастера XVII столетия Степана Казаринова. Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»

В подземном музее парка «Зарядье» открылась выставка «Реставраторы. Новый слой», посвященная искусству восстановления и сохранения произведений. Она продлится до 3 декабря.

В экспозиции представлены памятники культуры и архитектуры XVII–XXI столетий из частных коллекций, музейных собраний и фондов учебных заведений столицы. На выставке можно увидеть работы реставраторов — выпускников различных вузов и колледжей. Всего в экспозиции — 29 экспонатов.

— Экспозиция знакомит с работами в разных направлениях искусства: от фресковой живописи и иконописи до резьбы по дереву, архитектурных проектов, гравюр и тканей, — рассказал куратор выставки Дмитрий Шишкин. — Мы хотели показать не просто возвращенные из небытия произведения искусства, а процесс их восстановления слой за слоем. Отсюда и название экспозиции — «Реставратор. Новый слой».

Одна из старинных икон, над которой и по сей день трудятся реставраторы. На выставке в подземном музее «Зарядья» экспонаты представлены как раз в процессе восстановления. Фото: пресс-службы выставки «Реставраторы. Новый слой»
Одна из старинных икон, над которой и по сей день трудятся реставраторы. На выставке в подземном музее «Зарядья» экспонаты представлены как раз в процессе восстановления. Фото: пресс-службы выставки «Реставраторы. Новый слой»

Как правило, реставраторы — это специалисты, которые годами отдают себя кропотливой работе. Слой за слоем снимают нагар, копоть с икон и картин, бережно промывают растворами изображения, подбирают цвета для восстановления фрагментов.

— Реставраторы практически всегда в тени, хотя они обладают невероятными компетенциями, знаниями, которые помогают восстанавливать, возвращать общественности самые разные памятники, — добавляет Дмитрий Шишкин. — Но если бы не реставраторы, многие произведения искусства мы бы утратили безвозвратно. Выставка в подземном музее «Зарядья» — это дань реставраторам. Они — главные герои.

Воссоздавали реставраторы самые разные произведения искусства. Руководитель Переславского музея-заповедника Олег Пычин показывает: в Москву привезли сразу шесть предметов — три иконы и три гравюры.

— Приятно, что московские власти и музей обращают внимание на провинциальные учреждения и их опыт восстановления памятников, — сказал он. — Мы рады представить несколько образцов из нашей коллекции. Например, иконы из нашего собрания еще находятся в процессе реставрации. После выставки в Москве они вернутся опять к специалистам.

Один из самых древних на экспозиции объектов — икона 1674 года. Как раз из Переславского музея-заповедника. Выпускница Московского государственного академического художественного института имени Сурикова, реставратор Наталья Шарова в одиночку трудилась над ее восстановлением. Работа заняла три года. На доске — образ Троицы Ветхозаветной мастера Степана Казаринова.

— До наших дней дошли всего две иконы кисти талантливого мастера Степана Казаринова, — сказала она. — Это произведение, написанное в сложной технике, уникальное в плане использования материалов. Восстанавливать его было очень непросто.

Икона, на которой изображена Богоматерь Одигитрия. Над ней трудилась три года Наталья Шарова. Фото: пресс-службы выставки «Реставраторы. Новый слой»
Икона, на которой изображена Богоматерь Одигитрия. Над ней трудилась три года Наталья Шарова. Фото: пресс-службы выставки «Реставраторы. Новый слой»

Сусальное золото и серебро, тонкие лаковые лессировки — высочайшее мастерство художника не сразу раскрылось. За четыре с лишним века на иконе местами стала отставать краска, а общее изображение практически не читалось под густым слоем олифы.

— После удаления поздних записей открылась авторская подпись. Это считается огромной ценностью и удачей, — продолжила Наталья Шарова.

Работа над восстановлением еще продолжается. На каждый микроскопический участок наносится свой очищающий состав. Каждому цвету и пигменту подбирается свой растворитель. Компресс или тампон — везде нужен свой подход.

— Работа с таким памятником ответственная, кропотливая, но она доставляет большое удовольствие. В процессе идет исследование уникального образца искусства XVII столетия, — отметила Наталья Шарова. А вот столичного реставратора Ольгу Темерину на выставке больше всего впечатлила икона Богоматери Одигитрии.

— Это редкий случай в мировой практике, когда экспонат выставляется в процессе реставрации, — подчеркнула она. — Раскрытие на иконе до конца не завершено. Зато любой зритель может увидеть девять слоев поновления иконы — записей, за которыми скрывается конец XVII века. За четыре с лишним столетия девять разных мастеров покрывали икону разными красочными слоями. Под ними — прекрасная живопись мастеров московской Оружейной палаты.

Аналогичный опыт реставраторы получили и с графикой — под многочисленными слоями и загрязнениями — старым клеем, копотью, пятнами от олифы — обнаружили уникальную гравюру Святого семейства. Теперь зрители могут полюбоваться бархатным нанесением черного цвета на поверхность.

— Это фантастическое открытие! До реставрации это был поврежденный темный лист, а теперь — уникальное произведение, — добавляет Ольга Темерина.

Кроме того, в цифровом формате посетители увидят восстановленные наряды из реквизита киноконцерна «Мосфильм», которые актеры надевали во время съемок фильмов «Война и мир» и «Андрей Рублев». В экспозиции представлены и проекты реставрации архитектурных памятников, например Верхних Пушкинских ванн в Пятигорске. В начале XX века местный оздоровительный комплекс был одним из лучших в Европе и теперь может обрести вторую жизнь. Экспонаты дополняют фотографии, на которых можно увидеть разные этапы работы реставраторов.

Новости партнеров