Никас Сафронов: Рисование грудью - это не искусство
Мир культуры всколыхнула информация о том, что художница из Санкт-Петербурга Ирина Романовская нарисовала грудью картину, на которой изобразила пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. В связи с этим корреспондент газеты «Москва-Центр» узнал у известного советского и российского художника Никаса Сафронова, считает ли он этот творческий эксперимент искусством.
- Никас Степанович, как вы считаете можно ли назвать подобные эксперименты творчеством?
- Конечно это трюк, который к искусству не имеет никакого отношения. Были времена, когда абстракционисты брали девушку, мазали ее краской, и на холсте она крутилась и вертелась. В итоге то, что получалось, тоже называли искусством. Но это тоже самое, что слона или дельфина попросить порисовать. Я думаю хорошо, что хотя бы не попой нарисовали, а все-таки грудью. Но это всего лишь привлечение к себе внимания за счет известных людей. Своеобразное создание интереса вокруг своей персоны. Всегда найдутся люди, которые хотят привлечь к себе внимание, и найдутся люди, которые это оценят и купят. Но все же это не искусство. Во-первых, это временное. А во-вторых, рассчитано на шок. Я, например, всегда старался относиться к искусству так, чтобы достигнуть совершенства в какой-то области. Я хотел быть поваром – значит надо быть лучшим поваром; хотел быть садовником – значит надо выращивать фрукты, яблоки и дарить их людям. Но при этом я не хотел людей шокировать.
- А вы когда-нибудь экспериментировали со способами выражения творческих идей?
- Я делал разные эксперименты в творчестве. Например, в театре мои картины демонстрировались на сцене, через свет. Появлялись работы, которые создавали сцену. Менялась сцена, менялась картина. Экспериментировать можно по-разному: делать различные эскизы; работать в направлении сюрреализма; можно рукой размазать графику, чтобы сделать ее мягче в переходах. Также я экспериментирую в стиле, который я назвал «дрим-вижен». Но чтобы раздевать – кувыркать – нет! Я когда-то разбил в Италии машину. Взял сварочный аппарат, и попробовал себя в модном тогда авангардном искусстве через металл. Этот эксперимент был связан с искусством. Все это можно объяснить тем, что ты чувствуешь, как в дальнейшем подать творение, как грамотно его выполнить. Например, для Эрмитажа на Ломоносовском заводе я делал бисквиты и расписывал тарелки. Я не знал, как будут вести краски при обжиге на тарелках, как будет вести себя пластилин в форме законченной фарфоровой фигуры. Если и делать шокирующие эксперименты в творчестве, то они все равно должны оставаться живописью, искусством.
- В одном московском кафе есть картина «Моны Лизы» из пластилина, над созданием которой вы работали вместе с посетителями кафе. Расскажите о том, как появилась эта идея, а также как проходила работа?
- Известный ресторатор Олег Назаров часто проводит различные акции. Тогда, как раз прошел фильм «Код да Винчи», и к «Мона Лизе» было привлечено много внимания. Это была маленькая акция в противовес тому, что пишут о картине искусствоведы и исследователи. Это была своеобразная шутка, юмор. Я был приглашен, как художник-профессионал, чтобы «Джоконда» выглядела похожей на оригинал, была более естественной, что и произошло. Но это тоже нельзя отнести к искусству, оно временное и связано с акцией. Тем более, когда это делает не сам автор от начала до конца, а делают посетители. Кто-то палку нарисовал, кто-то цветом другим дал, совершенно не соответствующим естественному тону. В результате, конечно, получилось некое условное подобие «Джоконды».