Никита Высоцкий: Все ищут что-то настоящее
С 29 февраля по 3 марта на ВДНХ, на международной выставке-форуме «Россия», пройдет I Открытый слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои». В нем примет участие сын одного из самых известных бардов ХХ века, руководитель «Дома Высоцкого на Таганке» Никита Высоцкий.
В Москве проект реализуется Фондом Олега Митяева при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Никита Высоцкий проведет на слете творческую встречу. Об этом и многом другом он рассказал корреспонденту «МЦ».
— Никита Владимирович, расскажите, в чем концепция вашей творческой встречи для гостей масштабного форума? Как вы сами объясняете необходимость ее проведения?
— Здесь все достаточно банально и естественно — это связано с моим отцом. Для людей, которые сами причисляют себя к этому огромному творческому движению, которое есть и которому уже много-много лет, для них то, что делал Владимир Высоцкий, — один из ориентиров. Они считают его своим. Встреча, в которой я приму участие, будет посвящена не мне и моим успехам в кино и педагогике. Эта встреча посвящена творчеству моего отца. И то, что на этом большом форуме одна из страничек будет посвящена Высоцкому, мне кажется, правильно. Я буду на этой встрече таким полудиректором музея, полуартистом, возможно, певцом. Я буду говорить о Высоцком в контексте огромного, великого, если хотите, движения — авторская песня.
— Почему развитие бардовского движения в России важно в контексте текущих геополитических событий?
— Я не считаю себя специалистом в геополитике. В сложных ситуациях, которые переживает страна и народ, все ищут что-то настоящее, за что можно держаться. Потому что держаться за какие-то лживые посылы, за какие-то вещи, которые не имеют никакого отношения к реальности, — это плохо и бессмысленно.
Было бы хорошо всем дать успокоительную пилюлю, но нет, в такой ситуации, в которой мы сейчас находимся, идет поиск опоры, существует желание найти что-то настоящее. Люди ищут истории в недавнем прошлом, в глубоком прошлом, в далеком, и в сегодняшнем дне, и в каких-то построениях нашего будущего.
Мне кажется, что во многом этот фестиваль покажет, что Владимир Высоцкий, Окуджава, Визбор и другие авторы в такие переломные моменты стали спасательным кругом для людей, которые ищут опору в прошлом и настоящем, поэтому им в этом потоке нужно явление, подобного которому в мире нет, — авторская песня.
— В творчестве многих писателей, поэтов и музыкантов находит отражение тема проведения специальной военной операции. Вы это видите?
— Говорят, что мало патриотических фильмов или спектаклей, мало литературных произведений, а для страны сейчас это важно — там люди гибнут, а творческие люди то ли ленивые, то ли глупые, не пишут и не отвечают на запрос, который сейчас так нужен. Правда в том, что те же полузабытые песни, если говорить об авторской песне, вдруг начинают звучать совершенно по-другому благодаря этому времени, которое мы переживаем. И люди, и культуры, и творцы, они, безусловно, не могут пройти мимо этой темы. Что-то уже есть, и что-то делается. Одна из моих учениц снималась в известной картине «Ополченочка» про женщину, которая принимала участие в донецком сопротивлении. И об этом пишут в интернете, об этом сочиняют стихи и песни. Нельзя сказать, что этого нет. Эта тема звучит и в вещах, которые сделаны раньше, эта тема звучит, когда дирижирует Гергиев своим оркестром, исполняющим какие-то классические произведения, и они начинают звучать современно. Поэтому будет написано, безусловно, мимо этого пройти невозможно. Так что мне кажется, что здесь процесс идет и нужно какое-то время, чтобы выразить все это. Будет, все обязательно будет.
— Никита Владимирович, какие события из детства, связанные с вашим отцом, вы часто вспоминаете?
— Я плохой «вспоминатель». Да и ребенком был, когда его не стало, мне 16 лет только через две недели исполнилось. Поэтому у меня немного детских воспоминаний, и я особо не люблю ими делиться. Но я вам скажу, что я, безусловно, все эти годы думаю о нем и вспоминаю его. Сейчас, в сложное не только для всех, но и для меня время, вспоминается именно его юмор, его жизнелюбие. Его умение понимать и жизнь, и людей конкретно. Понимать, не навязывать им что-то, а понимать людей. Он написал огромное количество вещей по событиям, в которых он не мог, мягко скажем, принимать участие, но он умел слушать, он умел воспринимать. У меня дома висит несколько его фотографий, и на них ему 30 лет или 25, а мне в этом году будет 60. Но я все равно чувствую, что он старше, и для меня всегда останется отцом.
— А какие места были для него особенными в Москве?
— В анкете он своей написал, что любимое место в Москве — это Самотека, это связано с его юностью, с его становлением. После войны он жил недалеко от Берлина, где служил его отец. Он три года жил в Германии вместе с отцом, потом вернулся и стал жить на Большом Каретном. Кто знает хорошо Москву — этот район можно назвать Самотекой тоже. Он был у нас абсолютный москвич. Он бывал в Питере, очень его любил, и за границей бывал, но его город — это Москва. Последние годы его жизни прошли на Малой Грузинской улице, прямо напротив католического костела, это место он любил. И Черемушки, где мы с братом родились, это улица Шверника. Сейчас этот дом, где мы жили в пятиэтажке, снесли. Безусловно, для него эти адреса были важны, как и Мещанская улица, где он родился.
— Вы много лет руководите Музеем Владимира Высоцкого. Кто чаще других интересуется его творчеством?
— Я хочу воспользоваться возможностью и пригласить всех в наш музей, который находится на улице Высоцкого, дом 3. Это метро «Таганская», рядом с Театром на Таганке.
Выставка современная, на нее много ходят, в том числе и молодых людей. У нас всегда есть посетители, это и иностранцы, очень много иногородних. У нас есть специалисты высокого уровня, которые ведут огромную работу по сохранению нашей коллекции, ее пополнению, описанию, возможности пользоваться этой коллекцией для специалистов и для других музеев.
Сохранение памяти, мне кажется, — это одна из важнейших сфер человеческой жизни, вот и в нашей истории огромное количество имен, произведений, событий, которые имеет смысл помнить и имеет смысл ради этого работать. И во времена Высоцкого он тоже был не один, он был в этом удивительном послевоенном поколении, которому принадлежат Шукшин, Абрамов, Трифонов, другие совершенно удивительные режиссеры, художники, философы и математики. Совершенно великое поколение.
СПРАВКА
Никита Владимирович Высоцкий родился 8 августа 1964 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ, курс Андрея Мягкова. Директор культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке» с 1996 года. Для фильма о своем отце «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011 год) написал сценарий. Профессор кафедры режиссуры и мастерства актера Московского государственного института культуры с 2012 года. Заслуженный артист Республики Дагестан. Женат, отец четверых детей.
НА ЗАМЕТКУ
Никита Высоцкий исполнил около 20 ролей в кино, играл в нескольких разных театрах. Как режиссер поставил четыре спектакля: в «Современнике» и «Мастерской Н. Л. Скорика».