Николай Бурляев: С молодежью надо серьезно говорить о патриотизме
15 октября отмечается 210-летие поэта Михаила Лермонтова, к юбилею которого киноконцерн «Мосфильм» и студия «Золотой Витязь» выпускают в общероссийский кинопрокат отреставрированную «Мосфильмом» первую авторскую версию фильма Николая Бурляева «Лермонтов».
На премьере, которая состоялась в кинотеатре «Октябрь», расположенном на Новом Арбате, корреспондент «МЦ» пообщался с режиссером, народным артистом России Николаем Бурляевым.
— Николай Петрович, это была ваша первая режиссерская работа. Сколько времени она заняла?
— Было шесть лет каждодневного труда — это от решения снять фильм до выхода на экран. Долго шло написание сценария, так как то, что выходило из-под пера, очень долго не удовлетворяло меня. Но сам фильм мы снимали с 1984 по 1986 год. И это были два года радостного труда, исполнения желания: я становился режиссером — это был мой первый, дебютный фильм, и была ответственная тема.
Сейчас на экраны вышла его оцифрованная версия. Эта работа заняла около месяца.
— Наконец этот фильм зрители увидят вшироком прокате. Но в середине 1980-х были проблемыс этим. Почему?
— Сейчас можно честно и прямо говорить, почему фильм был скрыт от кинозрителей Советского Союза. Фильм вышел, когда объявили перестройку и исторический маятник качнулся в сторону либерализма и латентной русофобии. В Союзе кинематографистов поднимали голову люди, не столь одаренные, как Федор Бондарчук, Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий и Григорий Чухрай, которые создавали шедевры. Их сместила новая волна, которая потребовала самоокупаемости, вседозволенности. И именно эти люди решали судьбу фильма, именно они подняли волну травли фильма «Лермонтов» в прессе. Газеты блокировали все положительные рецензии. Даже удивительно, что я перенес это спокойно, выдержал. Все потому, что понимал, что правда за мной, ведь я успел показать фильм в Пензе, Тарханах, Белинском — на родине Лермонтова, и такого приема у меня не было ни на одной картине, в которой я снимался. Люди аплодировали стоя. Но сейчас исторический маятник качнулся в другую сторону, как будто фильм ждал отрезвления России. За это время родилось новое поколение.
На премьере у меня было сложное чувство, ведь уже появились новые технологии, спецэффекты, которых у нас тогда не было. Сейчас я сделал бы фильм совершенно по-другому. Но я рад, что эта картина нужна молодому поколению.
— С молодежью надо говорить серьезно — о России, патриотизме. Время пришло. В начале прошлого года высоздали и возглавили Культурный фронт. Расскажите о его работе, можно подвести какие-то итоги?
— Уже полтора года он работает, организовано 66 отделений — от Дальнего Востока до нашего Севера и Юга, в него вошли лучшие из лучших представители нашей культуры. Они ездят в зону специальной военной операции, собирают гуманитарные конвои, делают важное дело. Сопредседатель Культурного фронта Валерий Гергиев извиняется, что не может так активно работать в Культурном фронте, так как у него много направлений деятельности. Но я ему отвечаю: «Все, что вы делаете, и есть работа Культурного фронта!»
Один из наших сопредседателей, режиссер Андрей Кончаловский, заканчивает 13-серийный исторический фильм, писатель Захар Прилепин создает свои прекрасные книги. Все работают.
СПРАВКА
Николай Петрович Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. В 1968 году окончил актерский факультет Театрального училища имениБ. Щукина, а в 1975-м — режиссерский факультет ВГИКа. В 1976 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В 1996 году получил звание «Народный артист России». Член Союза писателей России, член Патриаршего совета по культуре. С 2021 года является депутатом Государственнойдумы VIII созыва. Основал Культурный фронт России, является его председателем.