Николай Дупак: Высоцкий воплощал социальное искусство, которого так не хватает в наше время
Авторская колонка Николая Дупака, директора Театра на Таганке в 1963–1990 годах, участника Великой Отечественной войны.
В 1964 году я сыграл решающую роль в том, что Высоцкого зачислили в штат Театра на Таганке. Юрия Любимова смущала его плохая репутация — ушел из двух театров. А я сказал: «Давайте возьмем его на договор на три месяца! Что мы теряем?»
Потом Высоцкий не раз помогал мне как директору театра. Например, в 1976 году, когда строилось новое здание (с 1993 года в нем располагается театр «Содружество актеров Таганки». — «МЦ»), оказалось, что основная несущая балка на 25 сантиметров короче нужного. Я обратился к Володе, он тут же предложил: «Едем в Видное». Он дал там концерт на заводе металлоконструкций, и за это нам быстро и бесплатно сделали новую балку.
А в песне 1977 года, посвященной 60-летию Юрия Любимова, отразилась история с другой металлической конструкцией — которая управляла движением занавеса в спектакле «Гамлет». Любимов хотел, чтобы она была из стали, а я настоял, чтобы ее сделали из более легкого алюминия. Может, именно благодаря этому, когда на одной из репетиций конструкция обрушилась, никто не пострадал.
И Высоцкий написал: «Быть иль не быть» мы зря не помарали. Конечно — быть, но только начеку. Вы помните — конструкции упали? Но живы все, спасибо Дупаку...
После смерти Высоцкого я хотел отвести в театре два больших зала под музей его памяти. Но его мама Нина Максимовна сказала: «Сегодня вы директор театра, а завтра вас не будет, и музей закроют! Сделайте его отдельно!»
И мы устроили музей в двух небольших особняках неподалеку от театра.
В прошлом году возникла идея создать рядом с Суворовской площадью, недалеко от улицы, на которой я живу, Сквер поэтов. Современные стихотворцы выступали бы там на фоне Стены поэтов, на которой была бы увековечена память в том числе и Владимира Высоцкого.
Я был среди тех, кто подписал обращение в префектуру Центрального округа с поддержкой этой идеи. Я поддерживаю любую инициативу, связанную с утверждением авторитета поэтов, деятелей социального искусства.
Сегодня социальная тема ушла и из поэзии, и из театра. Вы можете назвать современный спектакль, который сравнился бы с нашими «Павшими и живыми», где на сцене зажигался Вечный огонь, с постановкой «Десять дней, которые потрясли мир»? Впрочем, воспоминания — это прекрасно, но жить надо не ими, а сегодняшней жизнью.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сыновья Высоцкого обожали клоунов.
В субботу, 25 января, исполняется 82 года со дня рождения Владимира Высоцкого (1938–1980).