Николай Сванидзе: Беспорядочное чтение делает из головы помойку
В последнее время стало популярным говорить о том, что высшее образование потеряло былую актуальность. Российский журналист, историк и профессор Николай Сванидзе раскрыл свое видение этой проблемы корреспонденту газеты «Москва.Центр».
– Существует ли сегодня среди молодежи потребность в получении классического образования?
– А чем сегодняшний день отличается от вчерашнего? Я вам скажу: между ними практически нет никакой разницы. Общая образовательная программа нужна всем в равней степени. Точно также никто не отменял того факта, что для получения хорошей высокооплачиваемой и интересной работы желательно читать книги, как в бумажном варианте, так и в электронном. Да хоть на глиняных табличках. Все это вкупе всесторонне развивает человека и его интеллект, прививает ему гибкость ума. Классическое образование никогда и никому не помешает. И оно не мешает в получении специальных знаний и навыков. Неактуальным высшее образование может быть только у тех, кто не горит желанием, кто не расположен к этому и не способен на упорный труд в достижении поставленных целей.
– Что вы скажете тем людям, кто считает, что подготовиться к чему-либо можно самостоятельно?
– Все это уже давным-давно пройдено. Сколько уже это обсуждалось. Да, у людей была возможность, положим, 200-300 лет назад пресловутое домашнее образование, а сейчас его же можно получить с помощью интернета. Конечно, количество прочитанной литературы достаточно существенно, но оно не играет решающей роли. Нужна организация отбора этих самых книг и учебных пособий. Если человек будет читать все подряд без разбора, у него в голове будет сплошная помойка. Как он самостоятельно сможет отделить нужные от ненужных, правильные от неправильных, качественные от некачественных? Льва Николаевича Толстого от дешевого беллетриста, выпускающего 15 книг за месяц?
– А если брать вас в пример?
– Тут все просто. Я по профессии историк, но есть люди, которые прочитали книг по истории гораздо больше меня, не являясь профессионалами. Но эти люди не могут понять, что они прочитали, они не видят цельной картины. Именно поэтому количество прочитанного не всегда идет в плюс. Нужно быть профессионально дисциплинированным, чтобы добиться успеха.
– Каким должен быть, на ваш взгляд, современный преподаватель?
– Одна из основных функций учителя – воспитательная. Преподаватель дает основные навыки. Хочу, чтобы меня правильно поняли: навыки – это сплав теоретических знаний и практического опыта, которыми делится с учащимися преподаватель. Все зависит от профессии, которой обучает преподаватель.
– Что делать тем молодым людям, которые не уверены в выбранной ими профессии? Если брать во внимание ваш пример, то вы по образованию – историк, хотя в обществе известны как журналист.
– Лично я сам ни в чем не сомневался, так сложилась моя жизнь. И я удачно совместил одну профессию с другой. Я журналист, но я делаю историческое и документальное кино уже многие годы. В этом вопросе ничего советовать нельзя, есть лишь какие-то универсальные правила. Если человек не уверен в своем выборе, ему необходимо менять направление своей деятельности, при условии, что он достаточно пластичен и уверен в себе, чтобы это сделать. Надо помнить простую истину: занимайся тем, что у тебя получается лучше, чем у других. А если ты в какой-то профессии чувствуешь себя троечником, лучше поискать для себя что-то другое, где ты будешь лучшим. И никакое трудолюбие тут не поможет. Ну хорошо, надорвешь жилы, станешь хорошистом, но многие все равно будут лучше тебя. Человек должен искать свой талант, свое предназначение, а в каком возрасте это будет сделано – не так уж и важно.
– Некоторые полагают, что для того, чтобы построить успешную карьеру в журналистике, желательно получать смежное образование. Например, как у вас, историческое. Но перед нами также стоит пример Владимира Познера, который по образованию – биолог.
– Нет никакой разницы в том, какое образование получил будущий специалист. Я могу привести в качестве примера Светлану Сорокину – она ландшафтный архитектор, но общий уровень образования должен быть. Будь ты хоть слесарем-сантехником, если у тебя есть способности в журналистике, действуй. А какой факультет ты закончил – дело десятое.