Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Николай Сванидзе: Талант как деньги. Если он есть — то есть!

Ïðåçåíòàöèÿ êíèãè Å.Ãàéäàðà è À.×óáàéñà "Ðàçâèëêè íîâåéøåé èñòîðèè Ðîññèè"

Николай Сванидзе: Беспорядочное чтение делает из головы помойку

В последнее время стало популярным говорить о том, что высшее образование потеряло былую актуальность. Российский журналист, историк и профессор Николай Сванидзе раскрыл свое видение этой проблемы корреспонденту «МЦ». У него, как всегда, свой взгляд на эту весьма непростую проблему. К которому стоит прислушаться. работы желательно читать книги, как в бумажном варианте, так и в электронном.

-Николай Карлович, существует ли сегодня потребность в получении классического образования?

-А чем сегодняшний день отличается от вчерашнего? Между ними практически нет никакой разницы. Общая образовательная программа нужна всем в равней степени. Точно так же никто не отменял того факта, что для получения хорошей работы желательно читать книги, как в бумажном варианте, так и в электронном. Да хоть на глиняных табличках. Все это вкупе всесторонне развивает человека и его интеллект, прививает ему гибкость ума. Классическое образование никогда и никому не помешает. Неактуальным высшее образование может быть только у тех, кто не способен на упорный труд в достижении поставленных целей.

-Что вы скажете тем людям, кто считает: подготовиться к чему-либо можно самостоятельно?

-Да, у людей была возможность: положим, 200– 300 лет назад — пресловутое домашнее образование, а сейчас его же можно получить с помощью интернета. Конечно, количество прочитанной литературы достаточно существенно, но оно не играет решающей роли. Нужна организация отбора этих самых книг и учебных пособий. Если человек будет читать все подряд без разбора, у него в голове будет сплошная помойка. Как он самостоятельно сможет отделить нужные от ненужных, качественные от некачественных?

-А если брать вас в пример?

-Я по профессии историк, но есть люди, которые прочитали книг по истории гораздо больше меня, не являясь профессионалами. Но эти люди не могут понять, что они прочитали. Именно поэтому количество прочитанного не всегда идет в плюс. Нужно быть профессионально дисциплинированным, чтобы добиться успеха.

-Каким должен быть, на ваш взгляд, современный преподаватель?

-Одна из основных функций учителя — воспитательная. Преподаватель дает основные навыки. Хочу, чтобы меня правильно поняли: навыки — это сплав теоретических знаний и практического опыта, которыми делится с учащимися преподаватель. Все зависит от профессии, которой обучает преподаватель.

-Что делать тем молодым людям, которые не уверены в выбранной ими профессии?

-Если человек не уверен в выборе, ему необходимо менять направление деятельности при условии, что он достаточно пластичен и уверен в себе, чтобы это сделать. Надо помнить простую истину: занимайся тем, что у тебя получается лучше, чем у других. Человек должен искать свой талант, предназначение, а в каком возрасте это будет сделано — не так важно.

История знает много примеров великих самоучек. Специально для читателей «МЦ» отобрала самых выдающихся.

■ Сын нижегородского мещанина Иван Кулибин с детства мастерил какие-то хитроумные приспособления. В более взрослом возрасте он увлекся созданием часовых механизмов. Самое знаменитое его произведение — уникальные карманные часы, в которых помещался миниатюрный музыкальный аппарат и крошечный механический театр с подвижными фигурками.А ведь при всем этом у него не было системного образования, он многого не знал, поэтому ему каждый раз приходилось с нуля «изобретать велосипед»

Константин Циолковский в десятилетнем возрасте заболел скарлатиной и в результате частично потерял слух. Учиться в гимназии стало невозможно — он просто не слышал учителей. В итоге его отчислили за неуспеваемость. Пришлось учиться самостоятельно. Впрочем, Циолковский с этим прекрасно справился. Он сдал экзамены на звание учителя и занимался собственными научными исследованиями. Хотя системного образования порой не хватало, к тому же сказывалась изолированность от научной среды. К примеру, он написал работу о кинетической теории газов, не зная, что она уже четверть века как открыта.

■ Как ни странно, Михаил Ломоносов, разработавший проект Московского университета, сам не был приверженцем традиционного образования. Он получал систематическое образование во многих университетах мира. Однако сам Ломоносов утверждал, что именно самообразование было ключевым элементом его развития. Пытливый ум ученого заставлял его критически относиться к традиционным формам образования.

■ Известный русский писатель Лев Толстой был приверженцем самообразования. После трех лет учебы в университете Лев Толстой (на фото) решил, что сможет учиться самостоятельно. Составил для себя свой собственный план. Он изучал историю и музыку, рисование и медицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Лев Толстой пополнял свои знания. В зрелую пору жизни Толстой свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.

■ Знаменитый физик Альберт Эйнштейн был одним из самых отчаянных приверженцев самообразования. Ученый получал необходимые знания главным образом из книг, что позволило ему рано выработать независимое мышление. Кроме того, Эйнштейн с ранних лет не принимал ничего на веру, не доверял утверждениям даже опытных ученых, проверял их опытным путем и анализировал.

Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Москва. Центр».

Новости партнеров