Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Николай Цискаридзе: Я — Божий подарок

Так грузины называют мальчиков, родившихся 31 декабря

Знаменитый танцовщик и хореограф, ректор Академии русского балета имени Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе многие годы встречал день рождения на сцене Большого театра. Корреспондент «МЦ» разузнала о причинах его трудового фанатизма.

- Николай Максимович, вы не любите праздники?

- Почему не люблю? Я в этом смысле такой же, как все. Другой вопрос, что актер жестко подчиняется репертуарному и гастрольному графику. Ну а с новогодней ночью все совсем просто. Я родился 31 декабря.

- И что это за ощущение, когда у тебя день рождения, а все готовятся к другому празднику?

- С возрастом день рождения становится неприятным праздником. И я рад, что он у меня совпадает с Новым годом.

- А в детстве было обидно?

- Нет. В Грузии, где я провел детство, родившиеся 31 декабря мальчики считаются Божьим подарком. 1 января я заходил к соседям с подносом, на котором лежали конфеты с монетами, — это означало, что я принесу в дом счастье, год будет денежным. В ответ мне дарили подарки — тортики, игрушки. Я очень ждал этого дня.

- Но когда стали служить в Большом театре, день рождения пришлось отмечать на сцене?

- Да. Так было 21 год. Первые три года танцевал французскую куклу, а потом — принца в «Щелкунчике». Нынче ситуация изменилась: отмечаю день рождения с теми людьми, которых хочу видеть. Так что счастливые годы наступили.

- Счастливые?

- Конечно, я сейчас очень счастлив. Балет — это же большой труд. Полжизни я просыпался с одной-единственной мыслью: «Надо скорее бежать к станку!» После того как перестал танцевать, стал счастливейшим человеком.

- И совсем не скучаете по сцене?

- Моя сегодняшняя должность предусматривает, что я должен приходить на репетиции к ученикам, поэтому преподавания мне вполне хватает. А по танцам не скучаю вовсе.

- Вы уже третий год занимаете должность ректора Академии русского балета имени Вагановой. Успехи есть?

- Не в моих правилах давать оценку самому себе. Пусть лучше об этом скажут другие. Что касается моих ожиданий, это одно, а реальность — совсем другое: она оказалась намного жестче. Я даже не мог себе представить объем проблем, которые мне придется решать; я предполагал, конечно, что они есть, но не в таком масштабе. В основном это хозяйственные вопросы. Что касается творчества, то гордиться нам есть чем. Прошлый выпуск в академии был очень хороший. У нас была возможность привезти 170 человек в Москву на гастроли. Мы показали спектакль на сцене Кремлевского дворца съездов. В шеститысячном зале был аншлаг. В этом году в Эрмитажном театре, а следом - БКЗ «Октябрьский», состоялся премьерный показ «Феи кукол». Исполнители — воспитанники нашей академии. Были затрачены неимоверные усилия на подготовку этого спектакля. Притом что мы показывали не полную версию спектакля, а лишь сюиту продолжительностью в 50 минут. Полную версию зрители увидят в июне на сцене Мариинского театра.

- Не так давно вы провели круглый стол, посвященный выдающемуся балетмейстеру Мариусу Петипа. Какое место в современном классическом балете занимает его творчество?

- Двести лет со дня рождения одной из ключевых фигур в становлении русской и мировой балетной школы будет отмечаться в 2018 году. Этот год объявлен его именем. Мариус Петипа заложил основы русского классического балета, поэтому его творчество повлияло и на весь мировой балет. К сожалению, периодически в мире появляются шарлатаны, которые якобы расшифровывают записи Мариуса Петипа, ставят по ним спектакли и зарабатывают на этом имени деньги.

- А теперь о личном. У вас мама строгая была?

- Когда мама говорила: «Ника, нам надо поговорить», - в этот момент мне хотелось исчезнуть. Правда, причин было много. Могли позвонить из школы, пожаловаться на то, что я не так себя вел. Мама могла меня поругать, если я не так с кем-то поздоровался. Или если мы приходили в гости, кто-то из женщин вставал, а я в это время не поднялся.

- А вы могли с ней поспорить?

- Был очень смешной случай. Представьте, кавказская семья, главный в доме - мужчина. К нам как-то пришел дедушка, мама ему что-то интеллигентно сказала, а он на это, даже не поворачивая головы, произнес: «Не вмешивайся в мужской разговор». И мама тут же вышла из комнаты.

Я тогда был еще совсем маленький, но тут же смекнул, какой хороший козырь. Прошло несколько лет. В семье стали решать, стоит ли мне связывать свою жизнь с балетом. Мама мне долго объясняла, почему не надо идти по этому пути. Я выслушал ее и сказал: «Почему ты решаешь мою судьбу. Меня не может интересовать твое мнение, ты женщина». Мне было тогда 10 лет. Мама была в шоке, но спокойно сказала: «Хорошо. Только учти, ответственность за этот выбор будешь нести как мужчина».

- Но ведь в конце концов вы выиграли.

- Да, каждый раз, когда хотел уйти из училища, вспоминал ее слова. И думал: если уйду, то проиграю.

- Хочу вас процитировать. Вы как-то сказали: «Я смотрел на себя глазами врагов и знал, куда они будут ударять, пытался сделать так, чтобы их удары были беспочвенны». Но это же тяжелая мотивация.

- Я и сейчас смотрю на себя глазами врагов. Если хочешь идти вперед, то ты должен знать свои уязвимые места. Своим студентам я говорю: «В нашей профессии у каждого человека есть недостатки и достоинства. Самая большая победа - недостатки превратить в достоинства». В творческих профессиях самые злые и противные люди — бездарные. Они всегда будут мстить человеку, который стал успешнее. А если вы даете им повод, значит, вы проигрываете.

- В результате столько раз становились победителем. Быть может, под Новый год желания загадывали? Вы же Божий подарок.

- Конечно, много раз загадывал.

- Исполнялись?

- Иногда сбываются, и от этого горько. Так устроен человек — ему всегда нужно о чем-то мечтать, иначе как же он сможет жить дальше. В одной сказке Оскара Уайльда есть замечательная фраза: «У человека бывают две трагедии. Одна, когда несбыточное желание не исполняется, а другая — когда это желание исполняется». Но, конечно же, лучше, если желания исполняются. Так слаще.

Вопросы от читателей 

В течение месяца мы анонсировали интервью с Николаем Максимовичем. Редакция получила письма с вопросами к известному мастеру балета от жителей Центрального округа. Публикуем некоторые из этих вопросов. Остальные можно найти на нашем сайте москвацентр.рф.

Борис Епифанов, Таганский район:

- Как вы относитесь к понятию «амплуа»?

- Я всю жизнь служил этому и никогда не изменял. Никогда не лез в чужие роли. Мало того, если я понимал, что физически уже не тяну ту или иную роль как Николай Цискаридзе, то я больше в этой роли не выходил. Отказывался сам — танцевать, как Цискаридзе, безумно сложно.

Ольга Симлянская, Пресненский район:

- Я законченный балетоман, считаю русский балет вершиной. Но ведь время неумолимо. Что интересно массовому зрителю, на ваш взгляд?

- О балерине Авдотье Истоминой писал Пушкин в романе «Евгений Онегин», из-за нее на дуэли стрелялся Грибоедов, в то время она была популярнее, чем сегодня Алла Пугачева. Но если бы мы увидели ее творчество сегодня или кто-нибудь исполнил танец в том виде, как она его исполняла, то ни один человек не стал бы это смотреть. Эстетика балета очень сильно меняется. Мода на искусство стала совершенно другой. Если прочитать воспоминания больших артистов балета, драмы, оперы конца XIX - начала XX века, то становится понятно, кто на самом деле был большой звездой. В истории остались те звезды, которых любила галерка. В одной из оперетт есть замечательная фраза: «Никогда не кланяйся партеру, кланяйся галерке, там никто ничего не видит, но все сочувствуют». Конечно, это относится к артистам, которые выступают на большой сцене.

Ирина Кожевниковарайон Якиманка:

- Есть ли у вас любимые места в Москве?

- Это Гоголевский бульвар, где я вырос. Когда я был маленький, мы с мамой там часто гуляли. Эпизод из второй серии фильма «Москва слезам не верит», когда главные герои встречаются на Гоголевском бульваре, - это как раз период моего детства. Именно таким я его помню. Там до сих пор ближе к метро «Кропоткинская» стоят мишка и деревянные качельки. Именно это место мне сильно напоминает мое детство - счастливый период жизни. Тогда там не было так много машин, никто нас не охранял, никому не надо было следить за нами. Там было потрясающе! Сейчас Гоголевский бульвар изуродовали всякими памятниками.

Наталья СмольяниноваКрасносельский район:

- Вы до сих пор одиноки?

-  Кто это сказал? Я просто никогда не говорю о своей личной жизни. Есть вещи, которые не обсуждаются. Я не понимаю своих коллег, которые афишируют разводы, свадьбы. Что, больше поговорить не о чем? Это касается только меня.

Справка

Николай Цискаридзе родился в 1973 году в Тбилиси. Его мама была физиком, отец - скрипачом. Бабушка по отцовской линии - француженка. Окончил Московское хореографическое училище, позднее - Московский хореографический институт, в 2014 году получил диплом Московской юридической академии. В 1992 году был принят в труппу Большого театра, с 1995 по 2013 год исполнил большинство главных мужских партий в балетах театра. В настоящее время ректор Академии балета им. Вагановой.

 

Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Москва. Центр».

Новости партнеров