Низкий дом мой давно ссутулился
Московский музей Сергея Есенина готовится к открытию на новом месте
Чтобы найти новый музей Есенина, корреспонденту «МЦ» пришлось поучаствовать в квесте: пройти по Достоевской, свернуть на Чернышевского, а там, в тени рябин, обнаружить красный особнячок, в котором уже через месяц откроется постоянная экспозиция.
Непосвященному читателю не поверится, что все это — и рябины, и удивительный литературный перекресток, где сто лет назад располагался поэтический салон семьи Мейеров, куда наведывался молодой Есенин, — совпадение, а не результат работы музейщиков, искавших символичное место. Но Светлана Шетракова, директор московского музея поэта, уверена: нет ничего более закономерного, чем случайное стечение обстоятельств.
— На разрушенное здание в центре Москвы я наткнулась, когда искала новое место для музея, экспозиции которого уже стало тесно в Замоскворечье, — объясняет она.
Десять лет назад в этом здании ночевали бездомные, и от сноса его спасло только горячее желание Светланы Николаевны сохранить историческое здание в центре Москвы. И сейчас, когда рабочие сметают с пола остатки строительного мусора, она вместе с нами торжественно вносит в новое здание первые экспонаты — пачку писем Есенина, написанных его юной музе — Марии Бальзамовой, с которой он познакомился в Константинове.
— У нас сохранилось девятнадцать писем поэта, — рассказывает Светлана Николаевна. — Именно они стали началом его знаменитого лирического цикла, ведь первое любовное стихотворение он посвятил именно Маше, напоминавшей ему тургеневскую Лизу из романа «Дворянское гнездо».
Из Константинова юный Есенин уехал в Москву.
— Он звал с собой Бальзамову, — продолжает директор. — Но она на уговоры не поддалась. Расстроенный поэт попросил в письме свою первую любовь никогда не выходить замуж.
Но замуж Маша все-таки вышла, и именно один из ее праправнуков, ныне успешный ресторатор, подарил Светлане Николаевне переписку влюбленных, многое из которой никогда не было опубликовано. И эта переписка символически откроет новый музей.
С дороги здание закрывает еще один особняк Мейеров, который москвичи помнят по фильму Рязанова «Служебный роман». Именно туда режиссер поселил Новосельцева с двумя мальчиками. Сейчас здание выкуплено неким банкиром, который планирует жить тут с семьей. Вот за эту эклектичность, удивительным образом совмещающую времена и эпохи, нищету и богатство, людей и события, Есенин и любил Москву, характер которой за 91 год, прошедший с его смерти, не слишком изменился.