Ночью театр раскрывает секреты
В столице прошла акция «Ночь театров». Культурные учреждения подготовили экскурсии, выставки и показы. «МЦ» провела ночь в Театре им. Вахтангова и узнала, почему после вечернего спектакля жизнь храма Мельпомены только начинается.
Режиссер Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Экскурсия, которую проводит директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, начинается почти там же. Табличка при входе напоминает, что в 1949 году здание было реконструировано. В годы войны в особняк попадает бомба и стирает с Арбата Вахтанговский театр.
— Мы думали, от изначального здания театра ничего не осталось, — вспоминает Крок.
Но ошибаться никогда не было настолько приятно.
— Оказывается, мраморные лестницы со стороны зрительного зала остались с тех годов. Раньше на них стояли вазоны, но во время борьбы с архитектурным излишеством их убрали, — говорит директор.
В театре много небольших помещений, которые сейчас стали выставочными экспозициями. В одну из комнаток ведет скромная дверь недалеко от входа на основную сцену. Антикварная мебель, большой письменный стол и темно-синие стены...
— Здесь работали художественные руководители театра. Все вещи и мебель здесь подлинные. Странно представлять, что здесь работал народный артист СССР Михаил Ульянов. Здесь нет секретаря, приемной, комнаты ожиданий или отдельного входа. Зритель или актер мог просто постучаться и зайти к нему, — рассказывает директор. Театр богат на антикварные и ценные вещи. Это шикарные костюмы с самых знаковых постановок и реквизит, который использовали Владимир Этуш, Галина Коновалова, Василий Лановой. А еще есть личные вещи актера, режиссера и педагога Бориса Щукина, первого ученика Вахтангова. Например, накладки в виде усов, которые использовали для роли Владимира Ленина в фильме «Ленин в Октябре». Или личная кепка российского революционера, которую его жена, Надежда Крупская, подарила Щукину, чтобы тот лучше вжился в образ. Ну и, конечно, белый колпак, в котором он выступал в спектакле «Принцесса Турандот», прославившем театр.
— Это удивительная история — как они у нас оказались, — рассказывает Крок. — Мы думали, что от того первого легендарного спектакля ничего не осталось. И два года назад в моем кабинете раздался звонок. Женщина представилась Галиной. По ее словам, она ухаживала за внучкой Бориса Щукина, и та оставила ей квартиру с комнатой, полностью заполненной вещами великого режиссера. И Галина решила бесплатно передать вещи в дар театру. Мы тут же выехали к ней и просто ахнули, когда зашли. Под толстым слоем пыли предстали рабочий кабинет Щукина, его архив. И в одной из коробок лежал этот беленький колпачок, в котором в 1921 году Борис Васильевич выходил на сцену.
Из зрительного зала сцена кажется огромной и масштабной. — Но на самом деле, когда на нее поднимаешься, кажется, что она достаточно камерная и уютная, — говорит директор. А еще основная сцена оборудована лучшим среди столичных театров световым и звуковым комплексом. Акустика позволяет актерам прекрасно слышать друг друга, даже если они будут говорить негромко.
— Самые лучшие виды на сцену открываются со сталинской ложи. Она находится по левую сторону, если смотреть на сцену. Отсюда смотрели спектакли многие первые лица государства. Говорят, что актеры, которые знали, что на них смотрят оттуда, играли чуть вбок, — смеется Крок. — А еще перед ложей была небольшая комната отдыха с дверью за кулисы. И если кто-то хотел поблагодарить актеров за игру или пообщаться с ними, артисты легко туда попадали.
Участники экскурсии смогли подняться на колосники (верхнюю часть сцены. — «МЦ»), спуститься под нее и посмотреть, как выглядит поворотный круг, который используется во многих спектаклях и позволяет менять декорации. Интересно, что механизм не меняли с послевоенных годов. Он все еще работает.
В театре есть одна особенность — закулисное пространство разделено на женскую и мужскую стороны. У них отдельные гримерки, отдельные костюмерные и комнатки с обувью. Внешне они не различаются, разве что у актрис чуть больше места — все же готовиться им дольше и сложнее. Для сложных вечерних спектаклей девушки начинают гримироваться чуть ли не с полудня.
— Мужчины же приходят за полчаса, ну, может быть, за час до выхода, — шутит директор.
Гостей пустили даже в подсобные помещения, например, в столярный цех, пахнущий свежей стружкой, где из дерева создают часть декораций. А в прачечных уже висят постиранные и отглаженные костюмы.
Но вот директор ведет группу на минус первый этаж. В нос ударяет запах хлорки. Неужели даже на «подземных» этажах настолько следят за чистотой? Кирилл Крок открывает неприметную дверь в... спортивный зал. Оказывается, под театром расположена настоящая зона отдыха. Сауна, хамам, бассейн, тренажеры — все, чтобы артисты и сотрудники театра смогли расслабиться после тяжелого дня и набраться сил.