Образы Кавказа
В Государственном музее искусства народов Востока (Пресненский район) открылась выставка «Тайна кубачинского браслета», в экспозиции которой представлены работы трех мастеров — Манабы Магомедовой, Кадыра и Лейлы Изабакаровых.
В трех залах музея расположилась масштабная экспозиция, объединяющая формы декоративно-прикладного искусства, разные народы, эпохи и одну семью. Для проведения выставки Национальный музей Дагестана имени А. Тахо-Годи предоставил 130 произведений заслуженного художника России, народного художника Дагестана и Грузии Манабы Магомедовой, 16 работ заслуженного художника Дагестана Кадыра Изабакарова и более 200 работ заслуженного художника Дагестана Лейлы Изабакаровой. Каждый предмет искусства вдохновлен традиционным искусством Кубачи. Он издревле славится как центр художественной обработки металла и резьбы по камню. Оттуда родом и семья художников, чьи работы представлены на выставке «Тайна кубачинского браслета».
Синтез культур
Манаба Магомедова — уникальное явление в многовековой истории кубачинского промысла. Она первая и пока единственная женщина, полностью освоившая ремесло, которое традиционно покорялось только мужчинам. «Невозможно вообразить, что ее почти детские руки ковали и жгли металл», — говорил о ней народный поэт Дагестана Расул Гамзатович Гамзатов.
Среди ее работ — украшения, утварь, оклады книг, мемориальные декоративные предметы, портретные миниатюры, ножны и рукояти кинжалов и сабель, а также музыкальные инструменты.
Творчество Манабы Магомедовой основано не только на самобытных традициях аула Кубачи, но и на искусстве Грузии, древние памятники которой она изучала и реставрировала в грузинских музеях. В традиционные орнаменты Манаба Магомедова смело добавляла свои оригинальные элементы, что делало ее работы неповторимыми произведениями искусства. Помощником и соавтором часто выступал ее супруг Кадыр Изабакаров.
— Была проведена очень серьезная подготовка и проделана большая работа. Мы впервые вывезли папины вещи за пределы Дагестана. Хочу поблагодарить музей, и в частности Марию Филатову, за поддержку и помощь в организации мероприятия и сборе каталога. Не могу не упомянуть и галериста Зарему Дадаеву, которая помогала на всех этапах, начиная от выбора коллекции и заканчивая финальными штрихами, — рассказала заслуженный художник Дагестана Лейла Изабакарова.
Уникальные браслеты
Один из залов полностью посвящен работам родителей Лейлы Изабакаровой. В каждом из произведений декоративно-прикладного искусства прослеживается тонкая скрупулезная работа и трудолюбие. Особое значение, по словам Лейлы Изабакаровой, имеют кубачинские браслеты — своеобразные «виновники» культурного торжества.
— Название выставки — это дань уважения традициям кубачинских мастеров, которые продолжала и моя мама, — поясняет Лейла Изабакарова. — Каждый браслет уникален по форме и технике исполнения. Большинство из них созданы в 1960-е годы. Мы рассматривали несколько вариантов для баннера и обложки каталога. Сначала был выбран браслет с изображением двух ланей с обеих сторон и цветком посередине, выполненный в технике чеканки. Он символизирует родителей и меня. Однако потом мы остановили свой выбор на нагрудном украшении с птицами и цветком между ними. Эта работа называется «Любовь», и она тоже очень символичная.
Для того чтобы создавать что-то новое и необычное, не всегда требуются драгоценные металлы и камни. Иногда достаточно черепка иранского фаянса, который, например, Манаба Магомедова и Лейла Изабакарова использовали для декорирования колец и браслетов.
— У кубачинцев традиция вешать в гостевой комнате тарелки из фаянса, фарфора и меди, которые передаются из поколения в поколение, — вводит в исторический экскурс Лейла Изабакарова. — Директор Эрмитажа Иосиф Орбели в 1928 году, приехав с экспедицией в Кубачи, был удивлен, что в каждой семье можно было увидеть собрание тарелок и утвари, сравнимое с музейным.
Россия, Грузия, Дагестан
Во многих работах Манабы Магомедовой прослеживается желание объединить различные культуры, которые в той или иной степени повлияли на ее творчество. Она выросла в Тбилиси, который был центром ювелирного мастерства на Кавказе, перенимала знания и технику многих талантливых художников и творцов, но при этом не забывала о своих кубачинских корнях.
Одну из работ Манабы Магомедовой хотела выделить Лейла.
— В центре декоративного блюда «Мои учителя», которое поделено на три части, изображены Кубачи, грузинский храм Джвари и русская церковь. В каждой из частей в орнамент вплетены портреты учителей: в кубачинский — портрет Абдулжалила Ибрагимова, ее первого учителя, в грузинский — портрет Амвросия Джикия, в русский —профессора Строгановки Федора Мишукова. Так мама хотела выразить дань уважения своим учителям, — рассказывает Лейла.
Среди посетителей выставки нашлось много тех, кто по достоинству оценил экспозицию. Одной из них была Филия Верейская, которая нашла здесь вдохновение для своих будущих творческих свершений. Девушка окончила факультет графического дизайна Московского педагогического государственного университета и сейчас работает над новым художественным проектом.
— По первому образованию я вообще художник миниатюрной живописи. На выставку попала случайно, но думаю, что мне очень повезло и это хороший знак, — признается Филия. — Красивая эмаль, декоративные мотивы, особенно цветовое сочетание. Это не та школа, к которой я привыкла. Это что-то новое и свежее для меня. Я впечатлена тем, сколько за жизнь можно сделать красивых вещей.
Выставка «Тайна кубачинского браслета», раскрывающая многогранность художников по металлу, продлится до 28 августа.