Объятия и пустота
В театре «Практика» показали новую постановку «Невыносимо долгие объятия» режиссера Ивана Вырыпаева. Актриса Равшана Куркова и ее коллеги рассказали со сцены историю поиска себя.
С «Практикой» странно. В ней все превращается в коробку фокусника не с двойным даже дном, а с какими-то шестьюдесятью слоями, за каждым из которых то ли чудо, то ли обман, то ли издевка, то ли бьющее обухом по голове откровение.
Вот и на этот раз — в «Невыносимо долгих объятиях» — вроде просто все: есть четыре героя, трое из которых приезжают в Нью-Йорк из Европы, чтобы устроить себе «лучшую» жизнь, и только один в Нью-Йорке родился и вырос. Всем четверым не удается найти гармонию, жизнь их превращается в кошмар (у каждого он, впрочем, свой, персональный), но вдруг с каждым случается удивительное.
Однако… Ты ведь привыкаешь за годы тренировок, что театр... (кстати, что такое театр?) есть не что иное, как шоу. Не всегда феерическое, очень даже печальное, умное и философское иногда, но — шоу. Вон там веник на стене, который обязан выстрелить. А вон тени бродят. Или барыня вишневый сад оплакивает. Красиво все, короче. И это придает дополнительные смыслы, за которые отвечает человек, гордо носящий звание режиссера-поставщика.
А в «Практике»...
Там некрасиво совсем. Не на что там любоваться. Вот сцена «Невыносимо долгих объятий», и — черные стулья, люди в черном, черная стена...
И ты сидишь и смотришь на черноту. И слушаешь, конечно. И тебе не красиво, но — почему-то — прекрасно. Думается: что такое театр? Это шоу. А шоу? Это постановка. А постановка? Она по природе своей — суть ложь. Думается: вот тут, пока сидишь и смотришь, перед тобой убивают само понятие о постановке. Тут же — все черное.
Тут — пустота. Тут — на четырех стульях люди, которые просто говорят. По очереди. Причем обычные слова. Про снег например. Или про ад. И про счастье. Любовь. Рай, в котором должно быть отлично. Про неспешно осыпающиеся на землю облака. И про невыносимо долгие объятия, после которых и начинается она — настоящая реальность...
И все эти слова цепляют фразы, фразы цепляют смыслы, смыслы цепляют сердце, и полупрозрачная героиня Равшаны Курковой отчего-то становится похожей на Богоматерь, а все остальные — Анна-Мария Сивицкая, Александр Алябьев и Алексей Розин — то ли апостолами, то ли призраками, то ли каждым из нас, что еще страшнее.
Драматургия заменяет все.
Звучит тихая музыка Казимира Лиске, заполняющая сцену. И пьеса про четырех людей вдруг превращается в ту самую коробку фокусника, в слоях которой боишься заблудиться, но бродишь, заходя все дальше, и не можешь понять, где оно — настоящее... Звучит странно, согласен. Но и вокруг все странное. Так что — гармония налицо.
Прямая речь
Равшана Куркова, актриса:
— Мегаполис в постановке — это лакмусовая бумага, которая проявляет человеческие качества и «вытаскивает» наружу реальные проблемы. Это история про самых обычных ребят, каждому из которых предстоит разрешить свои внутренние конфликты.