Однажды музыка Скрябина охватит все континенты
Первый международный музыкальный фестиваль, приуроченный к 150-летию со дня рождения великого русского композитора и пианиста Александра Скрябина, завершится 1 марта. Концерт-закрытие пройдет в Московской консерватории. О популярности музыки Скрябина и праздновании его юбилея «МЦ» рассказал директор Музея Скрябина Александр Лазарев.
Александр Иванович, в вашем музее есть замечательная традиция: два раза в год в мемориальной квартире Скрябина звучит рояль, который принадлежал композитору. Полагаю, сыграть на нем — большая честь для любого пианиста. Как вы выбираете, кто это будет?
— Крышка рояля «Бехштейн» открывается только для известных исполнителей. В свое время на нем играли Эмиль Горовец и Ван Клиберн. Из современных пианистов такой чести удостоились, например, Николай Луганский и Екатерина Мечетина. Все это исполнители высшего класса. Но нам также важно, чтобы была преемственность поколений, поэтому иногда за инструмент садятся начинающие музыканты — победители конкурса на лучшее исполнение произведений Скрябина среди детей и подростков. Эта творческая акция существует в нашем музее уже 30 лет. Многие из тех, кто сдает такой музыкальный экзамен, потом становятся большими мастерами. Наш самый первый победитель, Юрочка Богданов, сейчас заслуженный артист России, профессор Академии музыки имени Гнесиных. И такие таланты живут не только в Москве, а по всему миру. Несколько лет назад в нашем конкурсе победила девочка из Токио, и сегодня она помогает организовывать концерты, посвященные юбилею Скрябина, у себя на родине.
Его музыка так популярна?
— Скрябинские общества есть во многих странах. В Италии, например, сразу два. Одно находится недалеко от Генуи, где Александр Николаевич провел год и написал очень интересные произведения, второе — под Римом. Благодаря таким обществам культурная программа в Год Скрябина охватит все континенты. Кроме Антарктиды. Впрочем, у России там есть своя Южная полярная станция, теплый надувной зал, но пока нет музыкального инструмента. Скажу по секрету вашим читателям, мы сейчас ведем переговоры, и, как только компания, которая обслуживает станцию, сможет доставить туда хотя бы небольшой рояль (на пианино мы не согласны, Скрябин на нем не звучит, он писал для рояля), наш музей, уверяю вас, будет и там. А пока специально к юбилею композитора мы создали сайт 150scriabin.ru. Это самостоятельная площадка, на которой собрана мировая афиша праздничных мероприятий. Каждый может зайти на него и посмотреть, что каждый день исполняется из произведений Скрябина в Москве, Токио, Париже, Лондоне и так далее.
К этим концертам можно подключиться онлайн?
— Все зависит от местных условий, если какая-то площадка ведет трансляцию в прямом эфире, то, наверное, да. Но чаще всего мероприятия записываются и потом размещаются на различных интернет-ресурсах. Не сомневаюсь, что архив по окончании Года Скрябина будет колоссальный, и мы обязательно все соберем, разложим по полочкам и сохраним в своих фондах.
Кстати, о фондах. Что самое ценное попало к вам, может быть, за последние несколько лет?
— Сложный вопрос. Дело в том, что наш музей существует уже больше века. Все возможные мемории — вещи, которые принадлежали Александру Николаевичу и его семье, — уже давно собрали, поэтому сейчас если что-то к нам и попадает, то это связано не столько с самим композитором, сколько с историей его исполнителей: какие-то афиши, воспоминания, копии писем… Хотя иногда случаются редкие находки. Около десяти лет назад, меня только назначили на должность директора Музея Скрябина, я попал на конференцию в Санкт-Петербург. И вот во время одной из прогулок по Невскому я наткнулся на букинистический магазин. Мое внимание привлекла открытка, которая лежала за стеклянной витриной. Это был портрет Скрябина с дарственной надписью Рубинштейну. Я к продавцу: «Это подлинник?» — «Подлинник». Сейчас он хранится в нашем основном фонде.
Еще один сложный вопрос: из всех экспонатов какой для вас самый особенный?
— Рояль «Бехштейн». Для нас это самая главная мемория. Когда Скрябину подарили этот инструмент в 1912 году, у него открылось второе дыхание, появились новые идеи. Ранний Скрябин, до «Бехштейна», и поздний Скрябин, произведения, написанные на «Бехштейне», — это два разных композитора.
Когда вы впервые познакомились с музыкой Скрябина?
— Откровенно говоря, осознанно к Скрябину я пришел достаточно поздно, на слуху все время были более традиционные мелодии. Но, что интересно, со Скрябиным я столкнулся задолго до того, как стал директором музея. Это было около 30 лет назад, я тогда был первым замминистра культуры столицы и поехал вместе с делегацией в Париж на культурное событие по типу Дней Москвы. Незадолго до нашего отъезда коллеги из Музея Скрябина узнали, что в Парижской национальной библиотеке хранятся подлинные скрябинские тетради, и попросили меня привезти копии тех нот. Сказал, что попробую. Мэром Парижа тогда был Жак Ширак. На одной из неформальных встреч я подошел к нему и за разговором попросил копии ценностей. Он перепоручил это своему заму по культуре. Так я попал в святая святых — редкие фонды Парижской библиотеки, где мне и сделали копию «Предварительного действа» Александра Скрябина.
Для Скрябина мелодии звучали разными цветами. Но есть мнение, что он не был настоящим синестетиком. Как вы к этому относитесь?
— Так же, как к истории, что однажды он кому-то сказал: «У меня, как и у Вагнера, нет абсолютного слуха». Я в это не верю. Просто у него был нестандартный слух. Он одну и ту же ноту в исполнении разных пианистов мог услышать в разных цветах. Может быть, поэтому не все его понимают. И, кстати, не все умеют играть. Есть пианисты, которые говорят, что Скрябин как композитор бездарен, его произведения не звучат. Знаете, кто так говорит? У кого плохо развита левая рука. У нас в музее хранятся посмертные слепки рук Александра Николаевича. И если вы обратите внимание, то правая рука немного усохшая. Он переиграл ее, еще будучи студентом консерватории, соревновался с пианистом Левиным. Потом ездил в Европу лечиться, но все равно до конца жизни правая рука у Скрябина была немного слабее левой, которой он играл гениально.
Почему ваша юбилейная программа, посвященная Году Скрябина, который начался 6 января, продлится до июня?
— Всего пять месяцев, или 150 дней. Это креатив наших творческих специалистов. Когда мы обсуждали подготовку к юбилею, они придумали такой хештэг — #150Скрябин150. Что это значит? 150 лет Скрябину, жизнь и творчество композитора, и 150 дней празднования его юбилея. Концерт закрытия запланирован на 4 июня. Он пройдет в парке «Зарядье».
Если кто-то еще не знаком с творчеством Скрябина, с каких произведений выбыпосоветовали начинать?
— С прелюдий, мазурок — с простейших произведений. Скрябин же — это сплошные эмоции! Всплески! Тому, кто не настроился на эту волну, слушать его музыку трудно. Поэтому начинайте с малого, потом захочется чего-то большего
КСТАТИ
Год Скрябина открыли в зале «Зарядье». Изначально мероприятие хотели провести в Колонном зале Дома союзов, где когда-то Александр Скрябин сам играл свои произведения. Однако сейчас там временно заседают депутаты Госдумы, поэтому для концерта подобрали другую площадку — современную, но отвечающую экспериментаторскому духу композитора. Так, его музыкальную поэму «Прометей» впервые в мире исполнил оркестр без дирижера.
НА ЗАМЕТКУ
В кабинете Скрябина стоит цветосветовой аппарат, изготовленный по эскизам композитора. На нем исполняли партию света, написанную для симфонической поэмы «Прометей»