Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Одной куклой управляли сразу четыре актера

4 ноября. Актеры Московского театра кукол (слева-направо) Дмитрий Заставный, Евгений Ильин, Александра Капустина, Анна Федосеева и Максим Даченков демонстрируют путешествие по городу столяра Луки Александрыча и Каштанки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
4 ноября. Актеры Московского театра кукол (слева-направо) Дмитрий Заставный, Евгений Ильин, Александра Капустина, Анна Федосеева и Максим Даченков демонстрируют путешествие по городу столяра Луки Александрыча и Каштанки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
4 ноября. Актеры Московского театра кукол (слева-направо) Дмитрий Заставный, Евгений Ильин, Александра Капустина, Анна Федосеева и Максим Даченков демонстрируют путешествие по городу столяра Луки Александрыча и Каштанки. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

С 1 по 6 ноября в Московском театре кукол (Басманный район) прошел всероссийский фестиваль «Чехонте_Фест», посвященный классику русской литературы Антону Павловичу Чехову. Корреспондент «МЦ» посетил самые громкие спектакли фестиваля.

Столичный фестиваль «Чехонте_Фест» стал ярким действием 94-го сезона Московского театра кукол. На его сцене за пять дней было показано 11 спектаклей из десяти городов России. Всего зрители могли увидеть воплощение 12 рассказов Антона Чехова. Но главным событием стала премьера новой постановки «Каштанка», приуроченной к 135-летию одноименного рассказа.

Уникальная технология  

Перед премьерой была проведена колоссальная работа.

Большую сцену Театра кукол оснастили поворотным кругом, чтобы придать действию динамики. А для кукол — участников спектакля была придумана и разработана уникальная механика. И вот свет гаснет, представление начинается. На раскручиваемом вручную круге маршируют жители Петербурга. Все бегут по своим делам.

Мимо проносятся фонарные столбы, вывески магазинов и трактиров. И вот когда суета заканчивается, а туман рассеивается, на сцене возникает главная звезда — кукольная собачка Каштанка. «Молодая рыжая собака — помесь таксы с дворняжкой», объявляет ее голос за кадром. «Маленькая» собачка занимает собой почти всю сцену.

Куклой управляют сразу четыре актера. И все вручную, без автоматических механизмов. Благодаря тонкой проработке деталей Каштанка умеет двигать ушами, лапами, открывать и закрывать пасть и даже моргать. Невозможно сказать, что перед нами просто кукла. Уж слишком много в ней жизни! Карикатурные же кукольные человечки, одним из которых является хозяин собаки, столяр Лука Александрыч, выглядят ничтожно маленькими по сравнению с ней.

— Я старался под микроскопом рассмотреть текст Чехова и вытащить его на сцену. Под микроскопом, но своими глазами, — отмечает художник и режиссер спектакля Амир Ерманов.

Современный фестиваль

Гигантская Каштанка заняла почти всю сцену. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва» 
Гигантская Каштанка заняла почти всю сцену. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва» 

За пять дней зрители могли увидеть разные спектакли. Постановку «Чехов. Медведь. Предложение» из Брянска, воплощение сразу нескольких произведений в постановке «Чехов. Рассказы» от Ханты-Мансийского театра кукол. Были и исключительно взрослые постановки, как «Чайка» Белгородского театра кукол. Кто сказал, что куклы только для детей?

— «Чехонте_Фест» — экспериментальный фестиваль. Герои Чехова часто фантазировали о далеком будущем. Спектакли фестиваля с артконструкциями и изобретениями мастеров-кукольников представят это возможное будущее, — рассказывает художественный руководитель фестиваля Борис Голдовский.

И правда, кукольные театры наглядно демонстрируют, что давно ушли от незамысловатых марионеток на фоне однотипных декораций. Сейчас это сложнейшие постановки, сочетающие в себе как необычные творческие идеи, так и сложную техническую реализацию. И все ради искусства.

НА ЗАМЕТКУ

«Каштанка» Антона Чехова увидела свет 6 января 1888 года в газете «Новое время» под заглавием «В ученом сообществе». «Каштанка» на Большой сцене Московского театра кукол (МТК) символична — в 1987 году режиссер Леонид Хаит поставил спектакль «Каштанка и Слон», ставший легендарным. В 2018-м Наталья Пахомова поставила в МТК «Слона» по Александру Куприну, а «Каштанка» Амира Ерманова стала второй частью оммажа истории старейшего Театра кукол столицы.

Новости партнеров