Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Огромное небо. Одно на двоих

Шеф редактор газеты "Москва.Центр" Дмитрий Семенов
Шеф редактор газеты "Москва.Центр" Дмитрий Семенов
Шеф редактор газеты "Москва.Центр" Дмитрий Семенов

Шеф редактор газеты "Москва.Центр" Дмитрий Семенов:

Среди тех, кому сегодня «за сорок», вряд ли найдется кто-то, кто не слышал этой песни в исполнении Эдиты Пьехи.

«Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя: в одной эскадрилье служили друзья. И было на службе и в сердце у них – огромное небо, огромное небо, огромное небо - одно на двоих».

Не вспомнить об этом именно сейчас действительно нельзя. Ибо Роберт Рождественский написал текст песни по следам события, которое случилось незадолго перед тем. Правда, не в России. Не в СССР. Ровно 50 лет назад.

6 апреля 1966 года. Экипаж в составе командира корабля Бориса Капустина и штурмана Юрия Янова  668-го авиационного полка получают приказ: перегнать бомбардировщик Як-28 на другой аэродром. Надо добавить: полк дислоцируется в ГДР, он приписан к 132 дивизии 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии.

«Беда подступила, как слезы к глазам – однажды в полете, однажды в полете, однажды в полете мотор отказал».

Бомбардировщик взлетел с аэродрома в городе Финов (ныне Эберсвальде) недалеко от Берлина. Когда под крылом показались городские кварталы Западного Берлина, отказали оба двигателя – помпаж. Запустить силовую установку в воздухе пилоты не смогли. Все, что удалось – отвернуть в сторону, выйти за городскую черту. Наверное, надо рассказать вот еще о чем. Як-28 – реактивная машина со стреловидным крылом. Планировать она не в состоянии.

Поэтому пилоты получили команду – катапультироваться.

«И надо бы прыгать – не вышел полет. Но рухнет на город пустой самолет. Пройдет не оставив живого следа. И тысячи жизней, и тысячи жизней, и тысячи жизней прервутся тогда».

Капустин и Янов решают сажать машину на лес. Но лес оказался пригородным кладбищем где – Пасха! – в этот день множество народа. Вдали показалось озеро – Штёссензее. Можно было бы посадить самолет на воду в глиссирующем режиме. Но на пути тяжелой машины оказалась дамба с автомобильной дорогой.

Пилоты сделали практически невозможное – каким-то чудом им удалось поднять нос самолета. Як перескочил через преграду и рухнул в озеро за ней… Пилоты погибли.

Немцы оценили подвиг пилотов. На траурной церемонии бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселённые районы, и в согласовании с наземной службой наблюдения повернули самолёт в сторону озера Штёссензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием жертве, предотвратившей катастрофу». Спустя 35 лет на аэродроме в Финове был установлен памятный обелиск.

А на родине о подвиге двух летчиков на память осталась песня. Стихи написал Роберт Рождественский, музыку – Оскар Фельцман. В песне, правда, нет упоминания о Берлине. И об озере Штёссензее.

«Стрела самолета рванула с небес. И вздрогнул от взрыва березовый лес… Не скоро поляны травой зарасту… А город подумал, а город подумал, а город подумал – ученья идут».

В 1968 году на фестивале молодежи и студентов в Софии песня «Огромное небо» получила все мыслимые призы. Фестиваль проходил летом, а зимой того же года аналогичный подвиг совершили уже летчики Липецкого авиаполка, уведя от города загоревшийся в воздухе все тот же Як-28. Именно поэтому родилась легенда, что песня посвящена подвигу Леонтия Кривенкова и Сергея Шерстобитова.

На самом же деле она посвящена всем пилотам, ценой собственной жизни спасшим жизни других людей. Например, Валерию Чкалову, уведшему «умерший» в воздухе экспериментальный истребитель от жилых домов. Или капитану Алексею Назарову, пожертвовавшему своей жизнью, чтобы спасти жителей станицы Новоминская. Или – недавний случай в Приморье: пилот «тянул» потерявший управление Су-25 до последнего. Спасти тех, кто на земле – первейшая задача тех, кто за штурвалом. И они выполняют ее, жертвуя собой. Иногда – здоровьем. Чаще – жизнью.

«В могиле лежат посреди тишины Отличные парни отличной страны, Светло и торжественно смотрит на них Огромное небо, огромное небо, Огромное небо одно на двоих».

Не вспомнить об этом нельзя. И забывать нельзя.

 

Новости партнеров