Ольга Остроумова: У меня не получалось любить серость
Актриса признается: главное для нее — семья, которая часто собирается в квартире на Большой Садовой. Роль первой школьной красавицы Риты Черкасовой в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» стала для Ольги Остроумовой дебютной. Фильмография актрисы насчитывает больше шестидесяти ролей, но и сегодня Ольга Михайловна вспоминает о той работе с любовью и теплотой.
Станислав Ростоцкий, говорит Остроумова, был одним из тех немногих режиссеров, которые создают на съемочной площадке особую атмосферу.
— Это коммуна, даже семья. Мы, тогда еще совсем юные, были единым организмом. И мне казалось, что так должно быть и будет при работе над каждым фильмом. Увы.
Ольга Михайловна, но вы же снимались у лучших режиссеров — Евгения Матвеева, Эльдара Рязанова… К сожалению, только у Ростоцкого я была абсолютно своя, родная. Но это абсолютно не умаляет заслуг других режиссеров. И Рязанов, и Матвеев были личностями — сильными, яркими, думающими и чувствующими.
Я уверена, что успех фильма во многом зависит именно от режиссера. Он определяет характеры, линии поведения. И для этого нужен талант и шестое чувство.
Я не знаю ни одного крупного режиссера, который не обладал бы мужественным характером. В кино — столько препятствий, начиная от погодных условий и заканчивая человеческими взаимоотношениями. Слабые духом не смогут снять выдающийся фильм.
Вы снялись в фильме своего сына Михаила Левитина «Подлец». Что побудило вас согласиться на роль, кроме родственных чувств, конечно? Мне понравился сценарий.
Михаил пишет сценарии вместе с другом, с которым учился на историческом факультета РГУ — Евгением Трефиловым.
Женя — слепой, но у него есть «третий глаз», который делает сценарии тонкими, многослойными, глубокими.
Коллеги говорят о вас как о человеке традиционных ценностей… Нас у родителей было четверо. И мы ладили друг с другом. Мой папа, учитель физики, был сыном священника, пел в церковном хоре.
Мама, хотя и без высшего образования, была очень тонким, духовным человеком. В фильме «Доживем до понедельника» одна школьница в сочинении пишет о своей мечте — чтобы у нее было четверо детей.
Я и сама хотела бы, чтобы у меня было много детей.
Но у меня только двое — дочь и сын. И внуки.
Вашему семейному счастью не завидуют? Все это проходит мимо меня. Родители воспитали так — не отвечать злом на зло. Думаю, что добрых людей и злых в нашем мире поровну.
Когда баланс нарушается, происходят катаклизмы. Природа держит баланс, а люди его нарушают. Но мой папа всегда говорил, что добро победит зло, потому что умеет терпеть, прощать, верить и любить.
Скоро у вашего мужа Валентина Гафта день рождения (2 сентября). Тяжело жить вместе двум талантливым людям? Жить с Гафтом очень трудно. Но я стараюсь, трачу на это много сил.
Сил моих с возрастом все меньше и меньше, а таланта у Гафта меньше не становится. Хотя, признаться, я строгий критик. Нередко говорю ему: «Валя, иди еще поработай». Иногда его просят почитать какие-то стихи, а он говорит: «Не буду, Оле они не нравятся». Несмотря на все трудности и сложности, это великое счастье.
Наверное, можно полюбить и серость. Но у меня никогда не получалось.
Театральный режиссер Георгий Товстоногов говорил о том, что все актрисы по своей природе делятся на актрис, матерей и любовниц.
О, если так делить, то я — мать. Для меня всегда были важны дети, воспитанием которых я занималась. Для меня важно, что я воспитала хорошего сына, на которого можно положиться.
СПРАВКА
Родилась 21 сентября 1947 года в городе Бугуруслан Оренбургской области.
Детство прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был ее дедушка. В 1966 году стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского, в 1970 году закончила обучение и была принята в труппу Московского ТЮЗа.
В 1973–1983 годах — актриса Московского драматического театра на Малой Бронной. С 1983 года служит в Московском театре им. Моссовета.