Ольга Остроумова: Злодеев играть интереснее
В Театре имени Моссовета готовится премьера. Главную роль «Путешествия с тетушкой» по роману Грэма Грина сыграет блистательная Ольга Остроумова.
Театралы замерли в предвкушении, ведь они прекрасно помнят спектакли с участием Ольги Михайловны: «Волки и овцы», «Мадам Бовари», «Белая гвардия», «Римская комедия», «Серебряный век»... В каждом ее роль неповторима и изысканна.
— «Путешествие с тетушкой» ставит режиссер Михаил Левитинмладший, ваш сын. Каково это — репетировать под руководством сына? Вы даете ему советы?
— Я не из тех актрис, которые капризничают на сцене или киноплощадке и перетягивают одеяло на себя. И я всегда очень внимательно прислушиваюсь к мнению режиссеров, потому что только режиссер обладает финальным знанием того, каким он хочет видеть спектакль или фильм. Я всегда с любопытством отношусь к новым режиссерам. Особенно среди молодежи. Зачастую они предлагают то, что мне незнакомо, непривычно. А мне хочется встретиться с этим незнакомым, я иду туда осознанно. Мне в театре неинтересно играть персонажей недалеких, глупых. Коварных или злодеев — исправляющихся или нет — актеру играть всегда интереснее. А если герой монотонно положительный, то что тогда на протяжении спектакля с ним делать артисту?
— Что у вас за роль?
— Я играю невероятную даму, авантюристку. Подобных персонажей еще никогда не играла.
— Зрители часто уходят с ваших спектаклей потрясенными. А в вашей театральной жизни были потрясения?
— А как же. Я два раза навзрыд плакала в театре, сопереживая героям: на спектакле «Счастье мое» режиссера Юрия Еремина и на спектакле в Большом драматическом театре, это был обычный дневной спектакль. На сцене — Сергей Юрский и Эмма Попова. Юрский играл человека, у которого был день рождения, он ждал учеников, но ни один из них не пришел. И тогда они с Эммой садились за рояль и начинали играть в четыре руки. Я настолько сопереживала герою Юрского, мне так его было жалко, так хотелось защитить, что я плакала. В такие моменты такая энергия гуляет по залу, что человек забывает, что находится на спектакле. Он погружен в происходящее полностью, и это — то, чем театр жив. Театр — вид искусства, где очень важен первый контакт. Если спектакль зрителя «заразил», вовлек в действо, если человек первый раз попал в театр именно на такой спектакль и в нем что-то всколыхнулось внутри, то он обязательно придет второй раз. Я сама всегда смотрю вовлеченно спектакли коллег и обычно забываю, что я актриса. Вспоминаю об этом, только если меня не захватывает. Тогда против воли начинаю замечать, как это сделано, можно ли это было сделать иначе.
— Вы несколько раз переходили из одного театра в другой...
— Такова жизнь. Наш мастер по ГИТИСу Павел Хомский забрал с собой в Театр юного зрителя, которым в то время руководил, пять выпускников своей мастерской. А когда позже он ушел в Театр Моссовета, я почувствовала, что оставаться смысла нет. Я к тому времени снялась в картине «А зори здесь тихие...», и Андрей Мартынов предложил показаться на Малую Бронную.
Я проработала на Бронной десятилетие, играя у Анатолия Эфроса и у Александра Дунаева. С обоими режиссерами связан ряд настоящих открытий — творческих и человеческих.
— У вас были провалы в театре?
— Думаю, наша профессия без провалов невозможна. Однажды мы репетировали спектакль, и уже на стадии репетиций мне стало ясно, что он не состоится. Понимала это не я одна. Но мне был интересен сам процесс.
У Пастернака есть замечательные стихи, достойные стать девизом в нашем деле: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Мы продолжили работу. А когда мой муж Валентин Гафт побывал на премьере, то сказал только: «Это что-то из жизни колобков». Это действительно было сделано... нет, не бездарно, но с каким-то немыслимым перехлестом. Провал был роскошный. Но это артисту тоже надо пройти и пережить.
СПРАВКА
Ольга Остроумова, актриса театра и кино, родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане Оренбургской области. Там, в маленьком домике недалеко от церкви, прошло ее детство. В 1966 году стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского.
После окончания института была принята в труппу Московского ТЮЗа. В 1973–1983 годах — актриса Московского драматического театра на Малой Бронной. С 1983 года работает в Театре имени Моссовета.