Он заблудился в бездне времен
Первый московский пассажирский трамвай был запущен в 1899 году 25 марта по старому стилю. Он курсировал от Брестского вокзала в сторону Бутырского (современные их названия: Белорусский и Савеловский).
До того момента в центре столицы были проложены коночные железные дороги. Границы города тогда были фактически очерчены Садовым кольцом: усталые лошади тянули по рельсам громоздкие вагоны через леса. Во время дождей эта конструкция увязала в грязи, сквозь бреши в нее задувал ветер.
Однако после запуска электрических трамваев конка работать не перестала — она просуществовала до 1912 года. В 1891 году конку заменили на паровой трамвай, москвичи ласково прозвали его «Паровичок». Но прокатиться на нем мог не каждый: билет стоил 10 копеек, что равносильно цене обеда. Спустя девять лет на столичных улицах появился первый электрический трамвай, а вместе с ним и маршрут.
«Кольцо А» проходило от Яузских ворот к Пречистенским и замыкалось по Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой набережным. Пассажиры знаменитой «Аннушки» — так прозвали первый трамвайный маршрут — наблюдали концентрированную красоту города.
— За открытыми окнами вагона линии «А» шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку, — писал об «Аннушке» Константин Паустовский.
В юности он работал кондуктором трамвая.
Изменения настигли «Аннушку» в 1931 году — ее маршрут перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на Волхонку и Ленивку. Еще через пять лет «кольцо А» навсегда разомкнут, а путь «Аннушки» никогда не станет прежним. После реконструкции мостов через Москву-реку конечными станциями станут Зацепская площадь и станция метро «Кропоткинская»