«Орел» выбирает лучших
В пятницу, 29 января, в Москве прошла XIV церемония вручения главной национальной премии в области кинематографии «Золотой орел».
Главное здание «Мосфильма» сияет яркими красками света. Машины вереницей съезжаются на праздничный вечер. Именитых гостей у входа в 1-й Павильон встречает радушный хозяин - генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров. Звезды отечественного кинематографа нехотя позируют фотографам и торопятся попасть в зрительный зал.
Сцена украшена без излишеств: большой экран в качестве фона, с левой стороны — символ премии, напротив — прозрачная трибуна для ведущих.
После нескольких объявлений о начале церемонии наконец звучит торжественная музыка. На сцену поднимается министр культуры Владимир Мединский и зачитывает обращение президента Российской Федерации Владимира Путина:
- Закончился еще один кинематографический сезон. Перед компетентным жюри вновь стоит непростая задача — подвести итоги года и назвать имена лауреатов одной из самых известных статусных премий страны. Стать обладателем Золотого орла мечтают как опытные мастера, так и молодые талантливые дебютанты. Это высокая профессиональная награда олицетворяет большой успех. От души поздравляю номинантов и лауреатов премии. Желаю вдохновения, удачи и воплощения в жизнь намеченных планов.
От себя Владимир Мединский добавил:
- Нам очень приятно, что на призы «Золотого орла» традиционно претендует много картин, поддержанных государством. Например, сегодня в номинации «Главный игровой фильм» все ленты получали помощь либо от Министерства культуры, либо от Фонда кино. Конечно, мы все хотим одного — чтобы наши фильмы вдохновляли, заставляли сопереживать и радоваться, воспитывали и пробуждали добрые чувства. Позвольте вас всех поздравить с годом кино и сказать большое спасибо всем кинематографистам!
Ведущих церемонии было несколько: Максим Аверин и Ольга Будина, Анатолий Белый и Ирина Пегова, Елизавета Арзамасова, Валентин Юдашкин и Аглая Шиловская, Надежда Михалкова и Резо Гигинеишвили, Андрей Мерзликин. Последний приехал на праздниный вечер прямо из роддома - в этот день у Андрея и его супруги родился четвертый ребенок.
Начали с вручения наград в области телевидения.
Лучшим телевизионным фильмом, или мини-сериалом (не более 10 серий), киноакадемики признали сериал «Палач». В номинации «Лучший телевизионный сериал» (более 10 серий) победил сериал «Екатерина».
Лучшей актрисой за женскую роль на телевидении, по мнению Киноакадемии, стала Виктория Толстоганова, сыгравшая в сериале «Палач».
- Я сейчас очень сильно волнуюсь — не потому, что я сумасшедшая или «ку-ку». И даже не потому что, я никогда не стояла на этой сцене — я стояла, и не один раз. Дело в том, что роль, которую я сыграла - жила как будто отдельно от меня. И сейчас не я получаю это премию, а роль, с которой я на «Вы», которой я боюсь, которую уважаю и люблю. Она — не я , она имеет опосредованное ко мне отношение, - в волнении произнесла актриса.
Золотой орел в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении» тоже «улетел» к актеру за работу в сериале «Палач» Андрею Смолякову:
- Я хочу поблагодарить Академию и всю съемочную группу. Отдельное спасибо моим партнерам — они профессиональные талантливые люди.
Лучшим неигровым фильмом стал «Варлам Шаламов. Опыт юноши» режиссера Павла Печенкина, а лучшим зарубежным фильмом в российском прокате признали «Бердмен».
В номинации «Лучший анимационный фильм» победил мультфильм «Три богатыря: ход конем» режиссера Константина Феоктистова.
Статуэтку за музыку к фильму «Батальон» получил Юрий Потеенко, следом за ним «Батальону» досталась еще одна награда — лучшими звукорежиссерами признали Анатолия Белозерова и Глеба Ежова. Для Анатолия это уже второй орел — первого ему дали пять лет назад за фильм «Брестская крепость», где продюсером тоже был Игорь Угольников.
Победителя в номинации «Лучшая операторская работ» объявил кинорежиссер Владимир Хотиненко:
- Если без звука и музыки кино существовать может, то без операторского мастерства оно невозможно. Не хочу обидеть режиссеров, но операторская профессия и есть основа кино. Итак, победителем становится оператор Юрий Король - «Битва за Севастополь».
Мария Сергеенкова и Алексей Маклаков победили в номинации «Лучший монтаж фильма» за работу в фильме «Батальон».
Для объявления имен победителей в номинациях «Лучшая работа художника по костюмам» и «Лучшая работа художника-постановщика» на сцену вышли актриса Аглая Шиловская и кутюрье Валентин Юдашкин.
- На мой взгляд, это уникальнейшая профессия. Настоящие художники остались только в кино и театре, те, кто работает в фэшн индустрии — стилисты, - отметил знаменитый модельер.
Наталья Монева названа лучшим художникам по костюмам, а Валентин Гидулянов — лучшим художником-постановщиком. Оба - за фильм «Конец прекрасной эпохи».
Победителем в номинации «Лучшая женская роль второго плана» признали Марию Кожевникову за работу в фильме «Батальон». Ни для кого это не стало сюрпризом.
- Игорь (продюсер фильма Игорь Угольников), спасибо, что ты в меня поверил. И спасибо не только тебе, но и твоей жене. За 10 дней до съемок батальной части я поняла, что беременна. Побоялась сказать сама и делегировала мужа. После этого три дня я не могла дозвониться Угольникову. Наконец, он вышел на связь. Рядом с ним была мудрая женщина, его жена, которая перенесла мою беременность в кино.
Статуэтка за лучшую мужскую роль второго плана получил Дмитрий Астрахан за работу в фильме «Конец прекрасной эпохи».
- Не ожидал. Видимо, я так много снимал прекрасных артистов, что немножечко у них научился, - обратился к собравшимся режиссер.
Лучшим актером кино за роль в фильме «Призрак» стал Федор Бондарчук, а лучшей актрисой — Юлия Пересильд, сыгравшая снайпера Люду Павлюченко в «Битве за Севастополь».
- Я действительно счастлива, потому что получать награды — это приятно, а получать награды за роли, которые сами являются наградами — приятно вдвойне. О чем мечтается? Да вроде все хорошо - «Палачу», Толстогановой и Смолякову орлов дали. Мама с папой где-то в зале, дети - у телевизора. Мечтается о том, чтобы война была только на экране и чтобы вернулись в обиход два таких забытых слова, как добро и благородство, - взолнованно сказала актриса, держа в руках статуэтку.
Лучшим сценаристом признан Александр Миндадзе за сценарий к фильму «Милый Ханс, Дорогой Петр». Лучшим режиссером киноакадемики назвали Станислава Говорухина за работу над фильмом «Конец прекрасной эпохи».
- Я ожидал и не ожидал — всякое могло быть. Но мы старались и честно работали над картиной. Поэтому я выхожу сюда с чистым сердцем. Мне этот фильм нравится. На мой взгляд, это лучшая моя работа.
За вклад в мировой кинематограф награду получил Никита Михалков.
- Встаньте, пожалуйста, те, с кем я работал и работаю, - обратился к сидящим в зале режиссер. Со своих мест поднялись порядка 30 человек. - Это ваш приз. Все золотые перья этого орла разлетятся в руки тех, с кем я сотрудничал. Без них невозможно было бы мое существование.
Неожиданностью для всех, в том числе и для режиссера картины, стал фильм, победивший в номинации «Лучший игровой фильм». «Орел» выбрал «Про Любовь».
- Обалдеть! - не смог сдержать своих эмоций Никита Михалков, открыв конверт с именем победителя.
На сцену за призом поднялась режиссер фильма Анна Меликян:
- Вот это драматургический ход. Вы знаете , я не подготовилась. Потому что немножко знаю законы драматургии. Шансов у нашей маленькой хулиганской картины было очень мало — ведь в этом году за приз боролось так много замечательных патриотических картин. Наш фильм — о любви, о том, что нужно радоваться жизни и жить каждым мигом. Вообще киноакадемики приняли прекрасное решение. Я его подерживаю!