Особняк американского посла и Воланда
Упоминания об особняке Второва на днях замелькали в новостях из-за громкого визита в Москву советника президента США по нацбезопасности.
Образец неоклассической архитектуры в самом сердце арбатских переулков, в Старопесковском 10 строение 1, сегодня — резиденция посла США в России. История дома с чудесной полуротондой берет начало в первом десятилетии XX века. В тот период Москва строилась и бурно росла. Разбогатевшие купцы и промышленники возводили себе особняки в стиле модерн или неоклассики. Переехавший в Москву Николай Александрович Второв, сибирский промышленник, владелец текстильных и химических фабрик и заводов, в глубине арбатских переулков строит в 1915 году для себя особняк, рассказывает экскурсовод Светлана Костина.
— Дом возведен в неоклассическом стиле по проекту архитекторов Адамовича и Маята. Вместо традиционного портала вперед вынесена полуротонда с ионическими колоннами, она смягчает строгость мотивов здания, — отмечает Костина.
Второву не пришлось жить здесь долго. Вскоре после революции он погиб. То ли был застрелен на парадной лестнице своего дома, то ли в своем кабинете в здании Делового двора (гримаса судьбы: тот также был построен по заказу Второва). Особняк национализировали и передали Наркомату иностранных дел, а в 1933 году под под резиденцию американского посла. В 1935 году здесь состоялся легендарный бал-маскарад Уильяма Буллета. Среди приглашенных были нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК компартии Каганович, маршалы Тухачевский, Буденный. В зале устроили искусственный лес из берез, стол украсили финскими тюльпанами, из зоопарка привезли горных коз, медвежока, фазанов и сотни зябликов. Говорят, их удалось изловить не сразу...
Помните сцену из «Мастера и Маргариты» Булгакова? «...Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Эту сцену Булгаков «списал» с того самого маскарада.
Фонтан с шампанским, оркестр, стаи птиц — по свидетельству жены писателя Елены Сергеевны, Булгаков после приема кардинально изменил сцену весеннего бала полнолуния. Зяблики ли вдохновили Михаила Афанасьевича? Или сам дом, даже в советское время продолжавший блестящую жизнь, для которой был создан фантазией первого хозяина?..