Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Остоженку украсит памятник певице

10 января 1961 года. Советская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра Галина Вишневская. Фото: Владимир Севастьянов, Александр Коньков/ТАСС
10 января 1961 года. Советская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра Галина Вишневская. Фото: Владимир Севастьянов, Александр Коньков/ТАСС
10 января 1961 года. Советская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра Галина Вишневская. Фото: Владимир Севастьянов, Александр Коньков/ТАСС
10 января 1961 года. Советская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра Галина Вишневская. Фото: Владимир Севастьянов, Александр Коньков/ТАСС

Весной следующего года центр столицы украсит еще одна скульптура. Монумент появится на Остоженке, 25, возле Центра оперного пения Галины Вишневской и увековечит память о великой певице.

Эскиз впечатляет: памятник высотой 5,2 метра, изображающий Галину Вишневскую, будет выполнен из бронзы. Отличающаяся царственной красотой Вишневская стоит в полный рост — поднявшись на ей одной доступную высоту, тонированная драпировка спадает волной вниз. Всемирно признанная певица, примадонна, наставник, красивая женщина, жизненный путь которой был так непрост, головы в своей жизни не склонила ни разу, ни перед какими обстоятельствами.

Верная себе, она не склоняет ее и тут: гордая, сильная, стоящая выше всего земного… Творческий конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта был открыт еще в 2016 году. Его победителем стал народный художник России, скульптор Александр Рукавишников (на фото). Его мы и расспросили о подробностях.

Александр Иулианович, вы в конкурсах участвовать не любите. Почему вдруг пошли на это?

Проект монумента певицы, который создает скульптор Александр Рукавишников
Проект монумента
певицы, который создает скульптор Александр Рукавишников

Мне столько лет, я так много сделал, что участвовать в конкурсах не вижу необходимости, но в данном случае отказаться не мог. Конкурс был большой, открытый, на нем было представлено множество достойных проектов, и я хотел в нем участвовать — еще и потому, что Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую знал лично, они дружили с моими родителями. А я и Галю, и Славу очень уважал и любил, и в том, что я их так называю, нет никакой фамильярности — наше знакомство было многолетним. Мне очень хотелось сделать памятник Галине — это для меня и логично, и ответственно, и почетно.

Мне кажется, я достаточно ее понимал, чтобы попытаться выразить это.

 

Памятник Мстиславу Леопольдовичу тоже ведь вы делали?

Да, и последние наши встречи с Галиной Павловной были связаны как раз с работой над ним. Был даже такой эпизод. Галина Павловна спросила, видел ли я портрет Сергея Рахманинова работы Бориса Григорьева, известного художника-эмигранта, полотна и рисунки которого она собирала. Я признался, что нет, а она начала настаивать, чтобы я тут же его посмотрел.

Возникли какие-то трудности — помещение, где портрет находился, было закрыто, что-то еще не складывалось, но для Вишневской это было очень важно, и я все-таки его увидел. Карандашный портрет Григорьева изображает Рахманинова не таким красавцем, каким мы привыкли его видеть, а наоборот — это нечто асимметричное, экспрессивное, там на лице — следы эмоций, страданий, мук, размышлений.

Очень сильная вещь! И когда я вернулся к Галине Павловне, она сказала: «Видел? Я хочу, чтобы Слава получился какимто таким… экспрессивным, без сервильности…» И я ее понял. Она меня очень вдохновила этим напутствием.

Все получилось, он наводит на размышления, его начинаешь понимать.... А Галина Павловна у вас, судя по проекту, будет королевой?

В ней безусловно была величественность! Галина Павловна пела, чуть вытянув и как-то по-своему складывая руки впереди, этот ее жест будет отражен. Вообще все ее боялись, как огня, про ее жесткость, строгость какие-то легенды ходили, но по отношению ко мне я ничего подобного никогда не чувствовал, а когда я работал над памятником Ростроповичу, ощущал иное — доверие.
В какой стадии сейчас находятся работы?
Трудности есть — по срокам. Он должен быть готов к 27 марта, это день 95-летия со дня рождения Ростроповича. Все затянулось, но сейчас задвигалось: часть денег выделили власти города — Грант Правительства Москвы возместит 50 процентов от общего объема затрат на изготовление и установку, остальные средства вносят дочери Вишневской и Ростроповича. Плюс ко всему памятник должен сочетаться с самим зданием центра. Я придумал, что он будет у стены, и моим соавтором в этом случае будет архитектор Михаил Михайлович Посохин, который это здание строил. На днях мы с ним съездили на место, все посмотрели и, как нам кажется, все должно хорошо получиться. А сейчас я делаю каркас. Вообще выполнить такую работу за шесть месяцев реально, только если не работать, а именно пахать. Но мне интересно.
При всей своей необычности ваш проект в большей степени тяготеет к классике?
Не так важно, как и что называют. Важно, что памятник несет в себе, какие пробуждает эмоции. Я же говорил не раз, что не в восторге от происходящего со скульптурой на российских просторах. Конечно, мне справедливо могут указать — а ты кто такой, чтобы судить? Но это мое частное мнение: мне не нравятся тенденции последнего времени, когда в скульптуре много изобразительности, но нет основы. В этом смысле всякого рода швейцарские опусы вроде «Глины» меня раздражают точно меньше, чем плохо слепленные человечки с различными предметами в руках, куда-то идущие, бегущие или просто стоящие или смотрящие — она-то хоть расширяет понимание диапазона того, что происходит в современной скульптуре. И мне бы хотелось, чтобы памятник Галине Павловне Вишневской давал представление о ней, ее личности и ее величии в искусстве.

СПРАВКА

Галина Вишневская (25 октября 1926 года — 11 декабря 2012 года) — оперная певица, актриса, театральный режиссер, педагог, народная артистка СССР. Кавалер ордена Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Несмотря на успех и любовь зрителей, во время пребывания за рубежом в марте 1978 года Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены гражданства СССР и госнаград на долгие 12 лет. С 2002-го — руководитель Центра оперного пения ее имени, с 2006-го — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской.

Новости партнеров