Опрос

Всемирный день театра отмечается 27 марта. А Вы знаете, как изначально назывался Большой театр?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Остоженку украсит памятник певице

10 января 1961 года. Советская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра Галина Вишневская. Фото: Владимир Севастьянов, Александр Коньков/ТАСС
10 января 1961 года. Советская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра Галина Вишневская. Фото: Владимир Севастьянов, Александр Коньков/ТАСС
10 января 1961 года. Советская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра Галина Вишневская. Фото: Владимир Севастьянов, Александр Коньков/ТАСС
10 января 1961 года. Советская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра Галина Вишневская. Фото: Владимир Севастьянов, Александр Коньков/ТАСС

Весной следующего года центр столицы украсит еще одна скульптура. Монумент появится на Остоженке, 25, возле Центра оперного пения Галины Вишневской и увековечит память о великой певице.

Эскиз впечатляет: памятник высотой 5,2 метра, изображающий Галину Вишневскую, будет выполнен из бронзы. Отличающаяся царственной красотой Вишневская стоит в полный рост — поднявшись на ей одной доступную высоту, тонированная драпировка спадает волной вниз. Всемирно признанная певица, примадонна, наставник, красивая женщина, жизненный путь которой был так непрост, головы в своей жизни не склонила ни разу, ни перед какими обстоятельствами.

Верная себе, она не склоняет ее и тут: гордая, сильная, стоящая выше всего земного… Творческий конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта был открыт еще в 2016 году. Его победителем стал народный художник России, скульптор Александр Рукавишников (на фото). Его мы и расспросили о подробностях.

Александр Иулианович, вы в конкурсах участвовать не любите. Почему вдруг пошли на это?

Проект монумента певицы, который создает скульптор Александр Рукавишников
Проект монумента
певицы, который создает скульптор Александр Рукавишников

Мне столько лет, я так много сделал, что участвовать в конкурсах не вижу необходимости, но в данном случае отказаться не мог. Конкурс был большой, открытый, на нем было представлено множество достойных проектов, и я хотел в нем участвовать — еще и потому, что Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую знал лично, они дружили с моими родителями. А я и Галю, и Славу очень уважал и любил, и в том, что я их так называю, нет никакой фамильярности — наше знакомство было многолетним. Мне очень хотелось сделать памятник Галине — это для меня и логично, и ответственно, и почетно.

Мне кажется, я достаточно ее понимал, чтобы попытаться выразить это.

 

Памятник Мстиславу Леопольдовичу тоже ведь вы делали?

Да, и последние наши встречи с Галиной Павловной были связаны как раз с работой над ним. Был даже такой эпизод. Галина Павловна спросила, видел ли я портрет Сергея Рахманинова работы Бориса Григорьева, известного художника-эмигранта, полотна и рисунки которого она собирала. Я признался, что нет, а она начала настаивать, чтобы я тут же его посмотрел.

Возникли какие-то трудности — помещение, где портрет находился, было закрыто, что-то еще не складывалось, но для Вишневской это было очень важно, и я все-таки его увидел. Карандашный портрет Григорьева изображает Рахманинова не таким красавцем, каким мы привыкли его видеть, а наоборот — это нечто асимметричное, экспрессивное, там на лице — следы эмоций, страданий, мук, размышлений.

Очень сильная вещь! И когда я вернулся к Галине Павловне, она сказала: «Видел? Я хочу, чтобы Слава получился какимто таким… экспрессивным, без сервильности…» И я ее понял. Она меня очень вдохновила этим напутствием.

Все получилось, он наводит на размышления, его начинаешь понимать.... А Галина Павловна у вас, судя по проекту, будет королевой?

В ней безусловно была величественность! Галина Павловна пела, чуть вытянув и как-то по-своему складывая руки впереди, этот ее жест будет отражен. Вообще все ее боялись, как огня, про ее жесткость, строгость какие-то легенды ходили, но по отношению ко мне я ничего подобного никогда не чувствовал, а когда я работал над памятником Ростроповичу, ощущал иное — доверие.
В какой стадии сейчас находятся работы?
Трудности есть — по срокам. Он должен быть готов к 27 марта, это день 95-летия со дня рождения Ростроповича. Все затянулось, но сейчас задвигалось: часть денег выделили власти города — Грант Правительства Москвы возместит 50 процентов от общего объема затрат на изготовление и установку, остальные средства вносят дочери Вишневской и Ростроповича. Плюс ко всему памятник должен сочетаться с самим зданием центра. Я придумал, что он будет у стены, и моим соавтором в этом случае будет архитектор Михаил Михайлович Посохин, который это здание строил. На днях мы с ним съездили на место, все посмотрели и, как нам кажется, все должно хорошо получиться. А сейчас я делаю каркас. Вообще выполнить такую работу за шесть месяцев реально, только если не работать, а именно пахать. Но мне интересно.
При всей своей необычности ваш проект в большей степени тяготеет к классике?
Не так важно, как и что называют. Важно, что памятник несет в себе, какие пробуждает эмоции. Я же говорил не раз, что не в восторге от происходящего со скульптурой на российских просторах. Конечно, мне справедливо могут указать — а ты кто такой, чтобы судить? Но это мое частное мнение: мне не нравятся тенденции последнего времени, когда в скульптуре много изобразительности, но нет основы. В этом смысле всякого рода швейцарские опусы вроде «Глины» меня раздражают точно меньше, чем плохо слепленные человечки с различными предметами в руках, куда-то идущие, бегущие или просто стоящие или смотрящие — она-то хоть расширяет понимание диапазона того, что происходит в современной скульптуре. И мне бы хотелось, чтобы памятник Галине Павловне Вишневской давал представление о ней, ее личности и ее величии в искусстве.

СПРАВКА

Галина Вишневская (25 октября 1926 года — 11 декабря 2012 года) — оперная певица, актриса, театральный режиссер, педагог, народная артистка СССР. Кавалер ордена Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Несмотря на успех и любовь зрителей, во время пребывания за рубежом в марте 1978 года Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены гражданства СССР и госнаград на долгие 12 лет. С 2002-го — руководитель Центра оперного пения ее имени, с 2006-го — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской.

Новости партнеров