Опрос

Международный день цирка отмечается 20 апреля. А вы знаете, сколько лет Юрий Никулин проработал в цирке?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

От бомбежек спасались в недрах метро

9 октября 1941 года. Боец войск ПВО на наблюдательном посту на крыше здания. Фото: Наум Грановский/Репродукция ТАСС
9 октября 1941 года. Боец войск ПВО на наблюдательном посту на крыше здания. Фото: Наум Грановский/Репродукция ТАСС
9 октября 1941 года. Боец войск ПВО на наблюдательном посту на крыше здания. Фото: Наум Грановский/Репродукция ТАСС

Совет ветеранов ЦАО организовал экскурсию для учащихся Колледжа железнодорожного и городского транспорта в старейшем депо Московского метрополитена. Пригласить журналистов «МЦ» тоже не забыли.

От станции метро «Красносельская» нужно пройти каких-то несколько сотен метров. Тяжелые стальные ворота электродепо «Северное» на Краснопрудной улице встают, точно граница в другой мир. И в этом ощущении нет преувеличений. Все постройки за забором — начала прошлого века, основательные.

Камни видели все

С 1935 года и эти цеха с ремзонами, и, конечно, пути уже «ожили».

— Но первый поезд из двух вагонов пустили здесь уже 15 октября 1934 года. Управлял им инженер-конструктор Михаил Шполянский, — начинает экскурсию начальник депо Дмитрий Лаврентьев.

В первые дни Великой Отечественной войны работники Московского метрополитена запросились на фронт, как и остальные горожане. Многие из них ушли. Мраморный мемориал с именами погибших установлен у главного местного административного здания, еще один уголок памяти обустроен на его первом этаже. Всего 225 записей. Учащиеся колледжа вместе с педагогами и ветеранами возлагают к памятникам букеты гвоздик.

Боец на фоне «Московского метрополитена». Фото: Mosmetro.livejournal.com
Боец на фоне «Московского метрополитена». Фото: Mosmetro.livejournal.com

— Дефицит мужчин. Женщины стремятся заменить ихмассово обучаются мужским профессиям, например, становятся машинистами и садятся в кабину электропоездов. Метрополитен работал все военные годы. Днем перевозил москвичей, в самое трудное время (1941–1942 гг.) — до 18–19 часов. К ночи он становился бомбоубежищем, — рассказывает сотрудник экспозиционно-выставочного сектора «Народный музей Московского метрополитена» Михаил Шульга. — И только 16 октября 1941 года, на один неполный день, для горожан его двери закрылись, когда предполагалось начать масштабную эвакуацию всей Москвы.

Из окна третьего этажа еще раз предоставляется возможность увидеть наземную территорию депо. Экскурсовод показывает корпуса, где ремонтировалась бронетехника, даже танки. В оборудованных цехах наряду со взрослыми трудились 12-летние подростки. Месячную взрослую норму они выполняли за 21 день. А вот и рельсы, ускользающие в подземку. Бронепоезд «Московский метрополитен» 21 марта 1943 года отправился отсюда на Курскую дугу.

— Он был построен на деньги сотрудников метро. В депо его доукомплектовывали системами связи, — объясняет Шульга. До наших дней никто из тех, кто трудился в годы войны в депо «Северное», не дожил. С «МЦ» согласилась встретиться свидетель военных событий в столице, ветеран Московского метрополитена Юлия Кувшинова, работавшая в метро в 1946 году.

Голод, потом страх

Юлия Ивановна Кувшинова. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Юлия Ивановна Кувшинова. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Когда началась Великая Отечественная, Юлии Ивановне исполнилось 12 лет. Свою первую страшную бомбежку в Москве 20 июля 1941 года она запомнила навсегда.

— Наш дом и сегодня стоит на углу Аптекарского переулка, добротный, кирпичный, построенный заводчиком Демидовым для своих рабочих. В более просторном подвале здания напротив, семиэтажном, мы с мамой и укрылись от немецких бомб, — вспоминает Юлия Ивановна. — Очень повезло, ведь спортивная площадка, которую нам пришлось пересечь несколькими секундами раньше, буквально вздыбилась за нашими спинами от прямого бомбового попадания.

Именно в тот день немецкие бомбы достигли и территории Кремля, пострадали одно иззданий, Боровицкий холм. Одна бомба угодила внутрь хозяйственного двора Большого театра. Станция «Бауманская», до которой от родного дома Юлии Кувшиновой добежать можно за 10 минут, открылась только в 1944 году. К счастью, вражеские налеты на столицу к тому времени прекратились.

В октябре 1941 года на станции «Маяковская» люди прятались во время воздушной тревоги. Фото: Аркадий Шайхет, ТАСС
В октябре 1941 года на станции «Маяковская» люди прятались во время воздушной тревоги. Фото: Аркадий Шайхет, ТАСС

Жителей военной Москвы, особенно молодежь, постоянно преследовали два чувства — голод, а потом страх. Юлия Ивановна вспоминает, как она гордилась своей родной теткой, Клавдией Григорьевной Слепневой, работавшей в Московском метрополитене, как завидовала ей.

— Тетя, будучи кассиром на «Красносельской», получала повышенную норму хлеба. Еще более усиленный продпаек с 700 граммами выдавали дежурным по станции и всем, кто был связан с движением поездов. Карточка машиниста позволяла получать еще больше хлеба — целых 800 граммов. Нагрузки у них были нешуточные, — вспоминает Юлия Ивановна.

Тетя ей рассказывала, что интервалы в движении поездов составляли даже в 1941 году около трех минут. А по ночам дежурным приходилось еще и переносить на себе укрывающихся в метро, уже как в бомбоубежище. Нужно было помогать москвичам спускаться на путь по сходным устройствам, доскам с набитыми на них реечками.

Стирала белье и заготавливала бинты

В 1941-м бомбили каждую ночь. В осажденной Москве Юля тоже трудилась вместе со своими одноклассниками — в организованной в небезызвестной Пушкинской школе мастерской стирала и чинила старое постельное белье для госпиталей, заготавливала бинты. Школьный обед из бублика и чая с сахарином был единственной наградой за тот труд.

Юлия Кувшинова с мамой Анастасией Слепневой. Фото: личный архив
Юлия Кувшинова с мамой Анастасией Слепневой. Фото: личный архив

Когда линия фронта практически подошла к Москве, раненых, как вспоминает ветеран, стало очень много. Ну а в метро, в гости к тете Клавдии Григорьевне, в редкие свободные часы ходить получалось разве что на экскурсию. Лишних пяти копеек на проезд у семьи Юлии не водилось.

— Наше метро всегда было и есть чистое, красивое. В войну, конечно, вагонов не хватало, тесно народ возили два моторных вагона и два прицепных, называющихся «секциями». Еще в военное время в торце платформ под утро складировали деревянные щиты, пропитанные креозотом: сходные устройства, — вспоминает Юлия Ивановна.

В 1946 году, встретив свое 17-летие, она упросила тетю Клавдию посодействовать ее трудоустройству на работу мечты. И хотя в метро брали лишь с 18, для Юли все же сделали исключение.

— Я всегда выглядела крепкой, с детства привыкла к тяжелому труду: траву косила, землю копала, на лошади верхом скакала. Меня согласились взять работать с условием, что буду трудиться на равных со взрослыми, — говорит Юлия Ивановна.

НА ЗАМЕТКУ

С июля 1941 года по июнь 1942-го в налетах на Москву участвовали 8500 немецких бомбардировщиков. От их снарядов погибли более 2 тысяч человек, свыше 5,5 тысячи получили ранения. Были разрушены 5584 жилых дома, 253 школы и 19 театров и Дворцов культуры. И все же вражеские планы провалились, так как столица была надежно защищена.

СПРАВКА

В 17 лет Юлия Ивановна Кувшинова устроилась работать в метрополитен и получила долгожданную карточку с ежедневной нормой хлеба в 700 граммов. После она стала помощником дежурного по станции, доросла до должности старшего сменного поездного диспетчера и официально вышла на пенсию в 1979 году. С 1987 по 2002 год на метрополитене занималась учебно-преподавательской работой. Награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знаком Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

Новости партнеров