От конки до трамвая
Первому электрическому общественному транспорту — 117 лет
В минувшую субботу, 16 апреля, на Чистопрудном бульваре в Москве прошел ежегодный парад трамваев. Раритетные вагоны прошли от Шаболовки до Чистопрудного бульвара, где зрителей ждали артисты и мастер-классы. Героями праздника стали 15 трамваев — от современных до самых первых моделей, ходивших еще по дореволюционной Москве. Любимицей публики стала конка — вагон, запряженный лошадьми.
А вот 105 лет назад настроения были совсем другими. Конка, появившаяся в Москве в 1872 году, первоначально казалась жителям столицы чудом. К 1891 году действовали 11 линий конки общей протяженностью свыше 48 километров. Вскоре неудобства конки стали заметны. Основные претензии были к низкой скорости конок — ее высмеивали Чехов и Гиляровский. А потому идея создания на базе конно-рельсовой железной дороги трамвайной линии была воспринята с энтузиазмом.
В 1898 году началось переоборудование Долгоруковской линии конки, были закуплены 25 трамваев в Германии. Кстати, в разработке самого первого, берлинского трамвая, помимо братьев Сименс, принимали участие русские инженеры.
Пробное движение было открыто 22 марта (6 апреля) 1899 года. В июле движение по первой очереди — 8 километров — стало регулярным. Трамвай был суперпопулярен, доходы частного перевозчика росли. Однако вкладывать средства в расширение предприятия собственник и не думал. А потому Городская дума приняла решение — сделать трамвай городским предприятием.
Вскоре были приняты решения о строительстве второй и третьей очередей трамвая (планы эти подкорректировали революционные события в Москве). Появилось и название — «Московская городская железная дорога» (МГЖД) — так трамвай именовали до 1930 года. Тогда же появилась и желто-красная окраска вагонов, сохранившаяся до наших времен на чешских «Татрах». Своего исторического максимума трамвай достиг в 30-е годы прошлого века. Но — не выдержал конкуренции с такси, автобусами и, разумеется, метрополитеном.
Прямая речь
Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры:
- Для нас электротранспорт — это постоянно развивающийся вид транспорта. Мэром принято решение о том, что в ближайшие несколько лет каждый год примерно 5 миллиардов рублей будет выделяться на закупку российских трамваев. Это примерно 50 новых трамваев каждый год — 15 процентов новых пассажирских мест.
Справка
Московский трамвай — система сухопутного трамвайного движения в Москве. Торжественное открытие состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года. Регулярное движение трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка открылось на следующий день, 26 марта (7 апреля).
На январь 2016 года действует 50 маршрутов, которые обслуживаются пятью трамвайными депо.