От конки до "Витязя". История старейшего общественного транспорта Москвы
История старейшего вида общественного транспорта Москвы началась в 1847 году, когда частные предприниматели открыли движение открытых конных экипажей, которые еще называют линейками. Они могли за раз перевезти сразу от 10 до 14 пассажиров.
Москвичи оценили плюсы первого общественного транспорта и поэтому уже к 1870 году 22 линейки курсировали по 10 маршрутам. Но со временем пассажиры стали выражать недовольство - им не нравились неудобные деревянные скамейки и теснота. Кроме того, посыпались жалобы на то, что линейки мешают дорожному движению, портят мостовые города, а в местах стоянки создают необычайную грязь.
Первую линию конного трамвая открыли в июне 1872 года, когда в Москве проходила крупная Политехническая выставка. По железно-конной дороге можно было добраться от Трубной и Страстной площади до Смоленского вокзала, который сейчас называют Белорусским.
В это же время завершилось строительство парового трамвая или «паровичка», который перевозил пассажиров от Петровско-Разумовской до Смоленского вокзала.
После проведения выставки линии планировали закрыть, но новый транспорт так полюбился москвичам, что их решили оставить.
1872 год называют годом рождения московского общественного транспорта. Именно тогда он начал развиваться и тут не обошлось без горожан, которые хоть и полюбили конки, но все же отмечали различные недостатки. С этого момента началось активное развитие маршрутных линий и самих конных вагонов.
В 1874 году построили первый парк конно-железных дорог на Миусской площади, в котором располагались конюшни и десять новых более комфортных вагонов. На сегодняшний день там расположен 4-ый троллейбусный парк имени Щепетильникова.
В течение пяти лет было возведено 48,1 километров линий и пять коночных парков.
Интересно, что первые остановки появились только в 1893 году, после того как московский обер-полицмейстер распорядился полностью останавливать конки на маршрутах Садовая 1 и Бульварная 1. Это связано с тем, что пассажиры частенько получали травмы из-за того, что не успевали запрыгнуть или выпрыгнуть в нужном месте.
К 1890 годам конки перестали соответствовать нуждам быстроразвивающейся Москвы. Именно тогда был поднят вопрос о переходе на электрические поезда, которые уже почти 10 лет курсировали во многих городах мира и назывались трамваями.
Хоть владельцы конных дорог и не обрадовались приближающимся расходам на обновление общественного городского транспорта, но все же понимали, что конки и паровые вагоны уже не соответствуют современным требованиям.
Первый электрический трамвай начал курсировать по маршруту Бутырская застава-Петровский парк в 1899 году и стал новым развлечением для горожан, которые со временем совсем забыли о конках.
Отечественные трамваи стали выпускать в 1907 году, до этого все вагоны закупали заграницей. Знаменитый вагон «Ф» или «Фонарный», был первым трамваем отечественной сборки. Он полюбился москвичам за необычную крышу –витражные разноцветные стекла пропускали свет и создавали очень красивый эффект.
Его место занял практичный бесфонарный трамвай типа «БФ», эксплуатация которого обходилась Москве дешевле.
Прицепной вагон типа «Н» под номером 1113, который является старейшим экспонатом Музея городского транспорта, много лет был грузовым. На данный момент сохранился лишь один состав такого типа.
Начиная с 1920-х годов, наладилось серийное производство трамваев и с этого момента их часто обновляли, делая их все более удобными и функциональными.
Самый новейший в Москве трамвай «Витязь-М» появился в 2017 году и уже перевозит пассажиров. Он оснащен последними технологиями и в нем уже нельзя увидеть образ старинной конки.