От ларьков до променада
Проект по созданию в историческом центре Москвы Нового Арбата был имиджевым для советской архитектуры 1960-х годов. Спустя полвека Арбат снова превратился в эталонный проект, став самым крупным и сложным объектом реконструкции по программе «Моя улица».
На бумаге Новый Арбат появился в 1935 году в масштабном плане реконструкции Москвы. Проспект должен был слиться с Кутузовским, связав Кремль и Рублевское шоссе. Строительство новой магистрали пришлось отложить почти на 30 лет — к проекту вновь вернулись в 60-х.
«Метелица» и «вставная челюсть»
Единый архитектурный ансамбль между Бульварным и Садовым кольцами задумывался как главная витрина советского градостроительства.
Над новым обликом магистрали работала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем. По четной стороне проспекта выросло пять 24-этажных жилых домов-башен. Между ними расположились Московский дом книги, кинотеатр «Октябрь».
Нечетная сторона получила четыре 26-этажных офисных здания, в народе получивших название «домов-книжек».
Четыре «книжки» соединил двухэтажный стилобат — тут нашли себе место шикарные магазины и рестораны: гастро ном «Новоарбатский», универмаг «Весна», магазины «Москвичка» и «Подарки», кафе «Валдай», клуб «Метелица», ресторан «Арбат», парикмахерская «Чародейка».
В 90-е стилобат оккупировали многочисленные казино и ночные клубы, исчезнувшие отсюда только после запрета на деятельность игорных заведений.
Отношения москвичей с Новым Арбатом не были простыми — кто-то называл его московским Бродвеем, кто-то иронически, с легкой руки писателя Юрия Нагибина — «вставной челюстью Москвы», ибо строители прорубали магистраль, не щадя исторической застройки.
Комфорт для москвичей
А потому проект, как сделать Новый Арбат комфортным городским пространством, стал настоящим вызовом для архитекторов программы «Моя улица». Можно ли благоустроить оживленную городскую магистраль?
Если в 90-е «прелесть» улицы составляли ночные клубы, казино и ларьки — бурная разгульная жизнь, — то приметами современного Арбата стали минирампы для скейтеров, качели и самая длинная лавочка в городе — 300 метров термообработанной древесины!
В результате реконструкции Арбат стал удобным для прогулок москвичей — площадь пешеходного пространства была увеличена.
— Можно спокойно, не боясь, прогуляться по улице в свое удовольствие, — считает жительница района Ольга Орлова.
На южной стороне улицы появился зеленый променад, для северной предусмотрели благоустроенные площадки для отдыха. Организованы две стоянки на 212 машино-мест вместо прежних парковок.
Все коммуникации, около 12 километров проводов, спрятаны под землю.
Уюта добавляет торшерное освещение, создающее особое настроение для неспешных прогулок и отдыха на летних верандах арбатских кафе.
Реконструкция в районе Арбат затронула не только Новый Арбат. Комплексно благоустроена Большая Никитская улица: здесь были отремонтированы фасады домов, расширена пешеходная часть улиц, переложены плитка и асфальт. Под землю ушли коммуникации, были установлены новые дорожные знаки и нанесена разметка, проложена отдельная велодорожка.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Лазарев, начальник отдела в технологическом центре «Нудоль»
Работы по благоустройству столице явно на пользу. Улицы стали шире и светлее. В Трубниковском переулке сделали очень хорошую спортивную площадку и детский комплекс.
Посажено большое количество деревьев и кустарников. Конечно, жители иногда жалуются на неудобства, связанные с реализацией программы по благоустройству, но результат того стоит.