Опрос

5 ноября 1929 года в центре Москвы открылся Московский планетарий. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

От Великого Немого до "Мимино"

Госфильмофонд регулярно пополняется бесценными кинокартинами

Главный офис Госфильмофонда находится в Большом Гнездниковском переулке, в самом центре Москвы. Корреспондент нашей газеты решила узнать, какие российские и зарубежные фильмы хранятся в хранилище и чем готовы удивить сотрудники главного киноархива страны.

— Если вам нужен редкий киноматериал, обращайтесь в Госфильмофонд. Если его там нет, значит, его нет нигде, — шутят сотрудники одного из самых крупных фильмохранилищ мира. Но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки. В кирпичном семиэтажном здании собраны лучшие отечественные и зарубежные киноленты. Здесь счастье и радость, любовь и расставания...

— Нам удалось создать уникальную коллекцию. И она постоянно пополняется. Некоторые находки бывают настолько неожиданными и бесценными, что просто диву даешься, — прямо с порога начинает рассказывать старший куратор Госфильмофонда Петр Багров, ведя нас по длинным коридорам, где тишину нарушает только гулкое эхо шагов.

Оказывается, совсем недавно в руки научных работников Госфильмофонда попала самая известная потерянная документальная картина — «Афганистан — сердце Азии».

— Владимир Ерофеев — выдающийся советский документалист. В 1929 году он поехал в Афганистан и снял про него кино. Тогда это государство считалось закрытой территорией. Ерофеев стал эдаким первооткрывателем. Посмотреть этот фильм все равно что попасть на Луну, — восторженно отзывается о находке Петр.

«Афганистан» очень долго искали и уже совсем было отчаялись когда-либо найти, но — о чудо! — фильм словно сжалился и позволил себя обнаружить… в Праге.

— И вдруг, представьте себе, нашлась еще одна копия в Белграде и две копии в Америке. Причем все они совершенно разные — многое повырезали. Теперь перед нами стоит непростая задача — восстановить оригинальный вариант на основе имеющегося материала, — сетует Петр. А вот еще одна удивительная находка — мультипликационный фильм «Сказка о глупом мышонке». Самуил Яковлевич Маршак написал сценарий, Дмитрий Шостакович — музыку, а режиссер-мультипликатор Михаил Цехановский создал первую в стране мультипликационную оперу.

— И тут совершенно случайно выясняется, что та версия, которую всегда показывали на фестивалях и которую можно посмотреть в интернете, — это первый вариант. Более того, им были недовольны абсолютно все: Маршак — текстом, Шостакович — музыкой. Последняя версия нашлась на «Ленфильме». А сейчас мультфильм у нас, — с гордостью делится новостью специалист.

Сокровищница Госфильмофонда хранит и другие выдающиеся шедевры мирового кинематографа. Например, здесь находится большой архив немецких кинопленок. После окончания Великой Отечественной войны в Германию отправилась официальная делегация из Советского Союза, чтобы конфисковать материалы Имперского Рейхсфильмархива. Так в советский кинофонд попало огромное количество не только немецких, но и других иностранных кинокартин.

— После Отечественной войны советских фильмов было крайне мало — в год снимали по 10–15 картин по всей стране, — поясняет Петр Багров. — Так что трофейные картины нас очень выручали. Обычно у входа в кинотеатр вешали плакат: «Сегодня иностранный фильм». Из желающих посмотреть иностранный фильм выстраивались целые очереди!

Справка

Госфильмофонд владеет крупнейшей и одной из лучших кинематографических коллекций в мире. На сегодняшний день она насчитывает более 70 тысяч наименований кинолент, или 967 тысяч роликов фильмового материала — от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 году, до современных российских и зарубежных произведений кинематографа. Помимо кинокартин, в Госфильмофонде России хранится порядка 450 тысяч единиц материала, имеющего отношение к киноискусству.

Подробнее читайте в свежем номере газеты «Москва.Центр».

Новости партнеров