От древней Руси до поэтов-диссидентов

Закончился учебный год, и герои учебников по истории вышли на улицы Москвы. Точнее, на Тверской бульвар, где 23 мая в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры проходил городской праздник «Улица Истории». На фестивале работало восемь тематических площадок, каждая из которых была посвящена отдельной эпохе X–ХХ веков. Каково это, пройти сквозь века, коснуться истории и позволить истории коснуться тебя, попробовала и я.

МУДРЕЦ И ДРЕВНИЕ ЭСЭМЭСКИ

Эпоху Древней Руси открывает мудрый старец, готовый всем поведать о тайнах бытия и мироустройстве. Люди столпились, говорит складно – можно заслушаться. Отвечает на любые вопросы, и вот молодой парень пытается поспорить:

– Но ведь роль мужчины гораздо важнее!

– У каждого своя роль в этом мире. И мужчина, и женщина важны. Вот вслушайся: Муж-чин и Жен-чин, значит роли у них разные, а чин один.

И все в том же духе. Взяв древнюю мудрость на заметку, иду дальше и погружаюсь в эпоху древних ремесел. Узнаю, например, что бытовые записки раньше делались на бересте.

– Пергамент был очень дорогим удовольствием, – рассказывает мастер, – бытовые записки делались на бересте, как по-нашему эсэмэски, – шутит он, – например: «Маша, свари каши».

Береста практически не обрабатывалась, главное было ее выровнять. Потом бралась кость и восковая дощечка. На дощечку клалась сама береста, чтобы легче было продавливать буквы, а кость слегка обмакивалась в воск.

Современные дети и взрослые с усердием выдавливают свои письмена, а я от древних СМС перехожу к более сложному ремеслу в кожевенную мастерскую.

ОБУВЬ НА ОБЕ НОГИ

На деревянных мостовых древнерусских городов лапти снашивались особенно быстро, поэтому в городах лаптям предпочитали кожаную обувь. Что интересно, кроилась она одинаково на правую и левую ногу, потом разнашивалась и надевать ее можно было на любую ногу попеременно. Это нашло отражение, например, в старинной примете: «Чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую». С современными кроссовками и уж тем более туфлями на шпильках такой фокус не пройдет. Правда, обувь из гостей праздника никто при мне сшить не пытался, шили кошельки и даже чехлы для смартфонов.

У ПЕЧАТНОГО СТАНКА

Перемещаюсь в XVIII век. Встречаю тут тот чудо-станок, без которого невозможна была в наше время ни газета, ни одна книга. Это рабочая копия станка Ивана Федорова, некогда первого печатника на Руси. Это вам не лазерная печать. Это, скорее, прообраз высокой печати, где оттиск получался за счет выпуклости букв. В основу конструкции этого станка положен винтовой пресс. Особую пластинку с набитым на ней текстом помещали в рамку и ставили на талер. Типографская краска накладывается с помощью ручного валика. Краску делали из смеси вареного льняного масла и сажи. И вот печатник кладет лист чистой бумаги, прикрыв его сверху рашкетом. Предлагает желающим попробовать повернуть боковую рукоять. Но дело непростое, и горсть ребятишек не может справиться с этим. Тогда он помогает своей сильной рукой. А после вынимает лист с готовым оттиском.

УХОД ЗА ПУШКОЙ
И РУБЛЕНЫЕ БОРОДЫ

Далее мимо бдительного постового прохожу в Петровскую эпоху.

– Я в костюме генерал-майора Василия Корчмина, – представляется следующий персонаж. – Знаете же Васильевский остров в Петербурге, по одной версии название острова стали связывать с моим именем. Я командовал отрядом на этом острове. Когда Петр I отправлял мне приказы, он снабжал их лишь короткой припиской: «К Василью на остров».

Хотя версий по поводу названия острова много, эта долгое время была одной из живучих. Корчмин также является конструктором новых видов пушек и снарядов. Нам показывают все этапы ухода за пушкой петровских времен.

– А стрелять мы будем? – интересуются слушатели.

– Нет, стрелять не будем – это опасно. Оружие все-таки. А вот штыком поработать, пожалуйста, или бороды порубить – на пне под топором виднеются клочья отрубленной во время представления, конечно же, искусственной бороды.

РОК-Н-РОЛЛ И КИЛЬКА В ТОМАТЕ

А под памятником Есенину уже не вой-на, а настоящий мир. Здесь развернулся мир танцев. Молодежь танцует причудливый буги-вуги, чарльстон, безудержный рок-н-ролл. Вовсю чувствуется влияние Запада. Жить становится веселее. И совсем недавно Гагарин полетел в космос. А рядом на траве поют песни хиппи. Вспоминаю почти забытое советское детство.

– Попробуйте настоящее советское мороженое, – предлагает девушка-мороженщица, – вы такое уже не застали.

Ну почему же не застала, как сейчас, помню молочное по 10 копеек, сливочное по 15, а на пломбир целых 20 копеек копить надо было. Наверное, молодо выгляжу, радуюсь про себя. И иду с мороженым к поэтам-диссидентам.

– Слышали, Латвия с Литвой отделяются, – возмущается один, поедая кильку в томате прямо из банки, – и чего им не хватало?..

Его рассуждения мешаются со звуками духового оркестра. И я уже спешу туда. Развернувшись, я вновь пошла в прошлое. Так и ходила то вперед, в будущее, то поворачивая время вспять.

ВСЕМ ШАМПАНСКОГО!

А ближе к вечеру гусары, допев свои баллады, достали шампанское и устроили целое шоу – мастер-класс по сабражу. Эффектный способ открыть шампанское саблей. Предварительно следует удалить фольгу. Держать саблю в руке, используя не лезвие, а тыльную сторону клинка. Сабля движется по бутылке к горловине, потому что именно горловина бутылки является наиболее хрупким местом. Клинок сабли ударяет плашмя по выступу на горловине бутылки, образуя трещину. Часть горловины вместе с пробкой отделяется под давлением от бутылки. После удара часть жидкости выливается, смывая осколки. И бокалы уже у всех наготове, на торжественной ноте подходит к концу праздник.

Новости партнеров