Опрос

1 декабря отметят Всемирный день катания на коньках. А Вы знаете, какой из фактов о катках в центре Москвы неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Отрада умных девушек и режиссеров нашего кино

Московской педагогический государственный университет. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Московской педагогический государственный университет. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Московской педагогический государственный университет. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Московской педагогический государственный университет. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Утвержден предмет охраны главного корпуса Московского педагогического государственного университета. Интерьеры этого здания (Малая Пироговская улица, 1, строение 1) известны даже тем, кто никогда не бывал в Хамовниках и вообще в Москве.  

В главном корпусе МПГУ снимали эпизоды больше трех десятков отечественных художественных фильмов и сериалов. Рекорд поставил режиссер Карен Шахназаров: он в этом здании работал трижды.

Фото: PASTVU.RU
Фото: PASTVU.RU

В роли самого себя

Здание на Малой Царицынской улице (так она называлась до революции) построили в 1913 году для Московских высших женских курсов — единственного в то время высшего учебного заведения для девушек. В 1930 году в его стенах расположился Московский государственный педагогический институт (ныне МПГУ) — старейший и самый известный педвуз столицы. Поэтому если фильм делался (или действие в нем происходило) в советское время в Москве, а герои собирались стать учителями, то логично было и съемки из студенческой жизни проводить на Пироговке. В роли самого себя МПГУ выступает в «Де- тях Дон Кихота» (1966, Евгений Карелов), в «Большой переме- не» (1973, Алексей Коренев), в «Курьере» (1986) и «Исчезнув- шей империи» (2008) Карена Шахназарова.

Университетский дух  

Однако главному зданию МПГУ случалось изображать и другие вузы. В «Легкой жизни» (1964, Вениамин Дорман) оно прикидывается неким столичным «химическим институтом», в «Карнавале» (1981, Татьяна Лиознова) — театральным. Николай Досталь снимал там сцены для «Завещания Ленина» (2007): конец 1920-х годов, Варлам Шаламов, будущий писатель, учится в МГУ на «факультете советского права» — так в то время назывался юридический факультет.

— Мы тогда объездили много мест, — вспоминает Николай Досталь. — Мне показалось, что здание на Пироговке больше соответствует эпохе, чем старые корпуса МГУ.

Кадры из фильма «Дети Дон Кихота»
Кадры из фильма «Дети Дон Кихота»

В комедийном сериале «Ивановы-Ивановы» (2018) действие происходит в наши дни, герои в 3–5-м сезонах учатся в Воронежском государственном университете. Режиссер Андрей Элинсон никогда не переступал порог ВГУ, но, как он объяснял, у него «было подсознательное ощущение, как этот университет должен выглядеть».

— В МПГУ мы нашли достаточно классические вузовские аудитории, — рассказывает Андрей Элинсон. — А еще там здание интересно само по себе: потрясающий холл, расходящиеся от него в обе стороны лестницы... И цветовое решение нам как-то сразу понравилось!

 

Светлое и темное  

Чаще всего в кадр попадает роскошный атриум МПГУ, с его белыми колоннами и нежными зелено-голубыми стенами. А еще — три потоковые аудитории — 9, 10 и 11. Впрочем, бывают исключения. В фильме Георгия Натансона «Валентин и Валентина» (1985) показано здание с улицы, и есть сцены в актовом зале. А в сериале Александра Прошкина «Доктор Живаго» (2005) вузовская читальня изображает библиотеку провинциального города в годы Гражданской войны.

Атриум, залитый светом через стеклянную крышу, просто создан для лирических сцен. Например, в сериале «А зори здесь тихие» (2015, Ренат Давлетья- ров) там происходят эпизоды из студенческого прошлого переводчицы Сони Гурвич, которые так контрастируют с ее фронтовыми мытарствами. Но та же обстановка может послужить местом для сюжета, внушающего совсем другие эмоции! В фильме «Мы из джаза» Карена Шахназарова (1983), действие которого разворачивается в конце 1920-х годов, в МПГУ снята встреча исполнителей-авангардистов с руководством Ассоциации пролетарских музыкантов. Джазменам сообщают, что их музыка объявлена вне закона. В кадре почти нет света, потолок будто давит на персонажей. У колонн не видно верха, и они производят впечатление какой-то тупой незыблемости.

— Если вы заметили, то кадр снят как бы из глубины коридора, — рассказал Карен Шахназаров на одном из выступлений перед студентами МПГУ. — Это должно было подчеркивать бездушность системы, которая наших героев наказывает…

Пятерка за содействие  

Сегодня в главном корпусе МПГУ располагаются ректорат, Институт филологии и центральные службы вуза. Конечно, перегораживать главный штаб университетской жизни ради очередных съемок не всегда приятно. Однако в МПГУ очень ценят «важнейшее из искусств»: один из преподаваемых здесь предметов даже называется «кинопедагогика».

— Учителя должны будут развивать у детей способность к эмоционально-нравственной оценке социальных явлений, — объясняет ректор МПГУ Алексей Лубков. — А кинематограф — один из мощных воспитательных факторов, он в значительной мере влияет на формирование личности.

Киношники, в свою очередь, вынуждены соглашаться на множество ограничений. Съемки во время сессий и других массовых мероприятий запрещены.

— Нам, например, повезло — мы работали в дни летних каникул, — говорит Андрей Элинсон. — Со стороны университета были поставлены достаточно четкие условия. Их руководство произвело на меня впечатление отличных профессионалов. На съемочной площадке все происходило именно так, как мы договорились, а это очень ценно в современном мире.  Разумеется, во время съемок происходили и неприятные инциденты — но руководство вуза не любит о них распространяться. В ректорате на наш запрос коротко ответили: «Бывало, что били посуду или ломали мебель, но потом возмещали убытки». Случалось и отказывать киногруппам, которые во время предыдущих съемок в чем-то проштрафились. Наверняка режиссеры огорчались: ведь в такую «локацию» хочется возвращаться снова и снова. — Если в следующий раз сценарий принесет задачу поиска университета и будет понимание, что это не МГУ и не МГИМ О, то мы снова обратимся в МПГУ, — признается Андрей Элинсон. — У меня навсегда осталась галочка в голове: классный университет, снимать можно!

Фриз 

Декоративная барельефная лепная полоса на фасаде ротонды между вторым и третьим этажами. Изображает семь сцен на тему получения образования и занятий наукой и искусством, происходящих в античном антураже. Сюжеты, выполненные в таком же стиле, есть и на барельефах внутри здания.

Медальоны

Расположены над третьим этажом на ротонде и примыкающих частях крыльев здания. Чередуются три изображения: стопка книг, голова быка (античный символ) и колесо, ясно символизирующее Солнце.

Маскароны

Лепные маски расположены по всему фасаду (и на ротонде, и на крыльях здания) там, где заканчивается первый этаж. Изображены морды сатиров — персонажей древнегреческой мифологии.

СПРАВКА

В предмет охраны главного корпуса МПГУ вошла не только его знаменитая планировка, но и декор. На фасаде ценными признаны веерные замковые камни с масками сатиров, цветочные розетки и гирлянды, а также барельефная декоративная полоса (фриз). В интерьере в предмет охраны вошли балясины в виде кувшинов на ограждениях галерей и парадной лестницы, ниши стен с вазонами, барельефы, медальоны, картуши (лепнина в виде свертка бумаги), а также напольное покрытие.

Новости партнеров