Памяти подвига артиста
В этом году любители балета вспоминают, как 35 лет назад состоялся последний спектакль на родине звезды сцены Мариинского театра Рудольфа Нуреева. Всероссийский музей декоративного искусства подарил москвичам и гостям столицы возможность восхититься экспозицией, посвященной балетному гению.
Настоящий профессионал, эталон трудоспособности, звезда, сгоревшая в полете... — характеристики Нурееву сыплют гости на вечере открытия выставки, проходя от одного экспоната к другому. Два больших зала объединили в себя целый пласт балетной истории советского периода. Случайных вещей нет: документальные материалы, живопись, графика, скульптура, театральные костюмы, фотографии. Все они рассказывают о среде, окружении, в которых вырос талант знаменитого балетного артиста.
Галерея звезд
Свою блистательную карьеру Рудольф Нуреев начал в 1958 году на сцене ленинградского Театра оперы и балета С. М. Кирова, сразу же по окончании училища имени А. Я. Вагановой. Особенную атмосферу того времени живописуют несколько работ художника Юрия Пугачева.
— Вот уникальный восьмиметровый триптих 1959 года, похожий можно встретить разве что во Дворце дожей в Венеции, портреты балерин Аллы Шелест и Аллы Осипенко, — начинает экскурсию создатель экспозиции, президент фонда «Дом Русского балета», искусствовед Юрий Мальцев.
На следующих шести шикарных полотнах советского и российского театрального художника, сценографа Бориса Мессерера также продолжена тема театрального города на Неве.
Нурееву выпало сразу же после окончания училища стать партнером королевы сцены Кировского театра Натальи Дудинской в балете «Лауренсия», — напоминает Мальцев, — не каждому так везло. Но он этого заслуживал.
Исторические наряды
Около десятка зарисовок театрального советского и российского художника Татьяны Бруни — повод остановиться надолго. По ним можно изучать историю костюмов, создаваемых мастерами ленинградской художественной школы. На одном из эскизов сохранился исторический «автограф» — резолюция заслуженной артистки РСФСР, солистки Кировского театра Феи Балабиной: «Утверждаю»!
— Такие платья Татьяна Бруни предложила сшить девушкам на выпускной вечер в училище имени А. Я. Вагановой, здесь даже перечислены имена тех выпускниц, — объясняет Юрий Мальцев и подводит гостей к необыкновенной красоты короне.
Сплетенная народным художником СССР Симоном Вирсаладзе, она царила в спектакле «Легенда о любви». Рудольф Нуреев, как известно, репетировал в нем партию Фархада на сцене Кировского театра. Репетировал, но не исполнил... всплывают воспоминания о самой противоречивой истории из жизни артиста, о его невозвращении на родину.
— На тех самых последних его советских гастролях в Париже, в 1961 году Рудольф накупил тканей для костюмов для этого балета. Несколько забитых материей чемоданов успешно доехали по железной дороге в Ленинград, только хозяин багаж больше не увидел. Считаю, что этот пример можно рассматривать как одно из доказательств спонтанности решения Нуреева остаться за границей, — вспоминает президент фонда «Дом Русского балета».
Несколько десятков фотографий, сделанных самым известным в балетных кругах фотографом Валентином Барановским, кажется, подводят черту в недолгой, но яркой жизни легендарного артиста. Вернувшись в Петербург в ноябре 1989 года, бывший солист Кировского театра, возможно, догадывался, что других встреч с родиной больше не будет. Его выступление в балете «Сильфида» многие расценивают как подвиг, потому что артист был уже серьезно болен.
— Но даже его репетиции можно было смотреть как отдельный спектакль, я забывал иногда даже нажимать на кнопку спуска затвора, — рассказывает фотограф Валентин Барановский.
Золотистая изящная статуэтка Рудольфа Нуреева в конце экспозиции подобна памятнику артисту. Скульптор, почетный член Российской академии художеств Виктор Митрошин вспоминает, как сделал ее по заказу танцора Махмуда Эсамбаева.
— Я видел только записи спектаклей с участием Нуреева и загорелся от его выплескивающейся энергии… Это была звезда, сгоревшая в полете, — признается скульптор.
КСТАТИ
Отдельный уголок экспозиции посвящен памяти еще одной великой примы, балерины сразу двух главных балетных театров — Кировского и Большого — Галины Улановой.