Пушкин, Бродский и кто, простите? Как развивается поэзия в наше время. Фото: Анастасия Кирсанова

Пароход современности и его классики

Поэт Артур Авакян. Фото: Анастасия Кирсанова
Поэт Артур Авакян. Фото: Анастасия Кирсанова

Совсем недавно, 6 июня, в столице отметили 220-летие со дня рождения Александра Пушкина — мастодонта поэзии и слова. Великий писатель заложил основу современного русского языка, вдохновил десятки тысяч людей. Так, корреспондент газеты «Москва.Центр» узнала, в каком положении находится современная поэзия и литература в целом.

Старый Арбат. Сегодня это место, где кипит творчество и откуда веет чем-то великим, но еще не раскрытым. Так повелось, что здесь каждый может найти вид искусства на любой вкус. Мы обратились к поэтам, чтобы узнать их мнение не только о современной поэзии, но чтобы приоткрыть завесу их жизни для людей.

Алексей Авданин. Инженер-химик и поэт. Фото: Анастасия Кирсанова
Алексей Авданин. Инженер-химик и поэт. Фото: Анастасия Кирсанова

Алексей Авданин, инженер-химик и поэт

«...Слышен скрежет молоточков, 
Май цепляется и стынет. 
Шум березовых листочков
Нервно вспомнится и схлынет».

Алексей Авданин говорит, что поэзия — это его хобби. Он трудится в научно-производственной компании инженером-химиком. Благодаря ему мы получаем вакцину от гепатита. Алексей пишет давно — десять лет. Четыре года он читает стихотворения на Арбате. Кроме того, он выступает на крупных площадках в разных городах: от Москвы до Тамбова.

— В чем проблема современной поэзии? В том, что писателей не знает широкая публика. Они известны в основном в узких кругах литераторов. Поэтому мы собрались с поэтами, чьи имена уже на слуху, и организовали продюсерский центр. Молодых и талантливых должна слышать широкая публика.

Алексей рассказал, что проект выиграл президентский грант в декабре 2018 года. Ребята будут проводить встречи не только для поэтов, но и для философов, актеров и других представителей творческого сообщества.

— У нас уже есть комиссия, которая отбирает достойных поэтов. В сентябре мы начнем давать творческие вечера в Московском художественном академическом театре имени Максима Горького, — прокомментировал Алексей Авданин.

По его мнению, быть молодым поэтом сложно не потому, что тебя не замечают, а из-за еще не сложившегося слога.

— Мало ребят в юном возрасте пишут хорошо. Для этого нужно время и регулярная работа над слогом. Вероятно, мы станем настоящими поэтами через несколько лет, когда нам будет около сорока. Однако многие знают поэта Артюра Рембо. Его талант признали рано — в 19 лет. Но и в наше время есть свой Артюр Рембо. В Воронеже живет поэт Василий Нацентов. Ему 19 лет, а он уже председатель регионального отделения Совета молодых литераторов и член Союза писателей России и Москвы, — прокомментировал Алексей Авданин.

Катерина Масютина. Репетитор по литературе и поэтесса. Фото: Анастасия Кирсанова
Катерина Масютина. Репетитор по литературе и поэтесса. Фото: Анастасия Кирсанова

Катерина Масютина, репетитор, актриса и поэт

«...еще бьется —
старое и родное.
Еще кажется, будто
здесь вспыхнет юность.
Но настанет час, и туман прольется
из небесных блюдец».

На Арбат выходят не только молодые люди, но и девушки. Среди них совсем юная поэтесса Катерина Масютина, которая только окончила школу, но уже занимается репетиторством, играет в экспериментальном театре и выступает на фестивалях.

— Есть один замечательный проект — «Филатов Фест». Там участвуют по-настоящему талантливые ребята. На самом деле в нашей стране много хороших поэтов, но они теряются за массовыми фигурами. Еще проблема кроется в том, что многие пишут в стол.

Катерина оказалась поклонницей поэзии Александра Пушкина.

— У него абсолютно удивительный и тонкий слог. Сказать лучше, чем он, достаточно трудно. Но нужно иметь свой стиль, и читатель тебя найдет. Если кто-то пишет, значит это кому-нибудь нужно. Закон противодействия. В современном мире очень много информации, поэтому важное теряется, — прокомментировала она.

Иван Судаков. Режиссер и поэт. Фото: Анастасия Кирсанова
Иван Судаков. Режиссер и поэт. Фото: Анастасия Кирсанова

Иван Судаков, режиссер и поэт

«...Несмотря на все законы и пророчества,
люди падают в отсутствии перил.
Каждый проходил проверку одиночеством.
И проверку эту каждый провалил».

Иван Судаков студент Российского института театрального искусства. Он учится на режиссера, пишет стихотворения, прозу, ставит спектакли в театрах и на других площадках. Свои произведения он создает по наитию: пришла красивая строчка, грех терять. Он хранит, работает с ней, и выходит стихотворение.

У Ивана Судакова есть сборник «Проверка одиночеством». А скоро выйдет еще одна книга — «А теперь серьезно». В нее войдут короткие очерки и рассказы. Кроме того, он со своими товарищами гастролирует по регионам России и читает стихотворения на разных площадках. Так, они побывали в Костроме, Ярославле, Смоленске, Владимире, Петербурге и Казани.

— Сейчас важное место занимает интернет. С одной стороны, это самый удобный способ показать себя обществу, а с другой — за большим потоком часто теряются хорошие стихотворения. Чем больше репостов, тем лучше. Еще одна проблема литературы — в обществе переизбыток информации. Например, в регионах люди реагируют на твои стихотворения лучше. А в Москве они уставшие. Бывает, читаешь что-то из своих произведений, а кто-то бежит, останавливается, пускает слезу, и дальше бежать, — прокомментировал он.

Иван пришел к выводу, что сейчас важно уделить внимание рекламе. Если у тебя есть менеджер, то любую вещь можно вывести в свет.

— Кто войдет в историю литературы? К счастью или сожалению, но за массовость потребления в памяти останутся Вера Полозкова и Ирина Астахова. Возможно, в историю войдут Борис Рыжий, Иван Куприянов, Дмитрий Воденников, Лев Рубинштейн, — сказал Иван.

***

На первый взгляд кажется, что в современном мире с поэзией все скверно. Однако у нас существуют литературные премии, где ребята получают призы. В них могут поучаствовать как уже известные, так и начинающие писатели.

Но особого смысла в литературных премиях, по мнению ребят, нет. Дали награду — а дальше что? О тебе как никто не знал, так и не знает. Так место на литературном поприще, увы, не завоевать.

Все поэты отметили, что одна из проблем современных авторов — равняться на знаковые фигуры. Кто у нас на слуху? Иосиф Бродский, Владимир Маяковский и Александр Пушкин. И все пытаются писать, как они. И в этом основная ошибка. Чтобы занять место в литературе, нужно написать лучше, чем они. Это значит развить свой стиль, нащупать его.

Разговаривая с ребятами, я понимала, что фиксировала историю. Но искусству всегда было трудно. Именно поэтому стоит верить, читать и поддерживать юных и талантливых. Не для того, чтобы тешить чье-то самолюбие, а чтобы в истории остался большой и красивый след. Одна из лучших вещей, которую можно сделать, — не быть равнодушным.

Новости партнеров