Переулок имени обер-полицмейстера
У домов есть своя память, и она трепетно хранит воспоминания о разных эпохах и удивительных людях, в них живших
Пройти Глазовский переулок можно минут за десять, он длиной всего в 270 метров. Но историй он хранит бессчетное множество — и вековых, и современных.
Пару десятков лет назад этот тихий переулок, что вливается в Садовое кольцо неподалеку от Смоленской площади, вновь обрел свое имя, простившись с именем Луначарского (нарком образования жил в доме на углу Глазовского и Денежного переулков, о чем напоминает мемориальная доска). Хотя и обретенное вновь название было не первым: в VIII веке переулок звался Несвицким, затем Струковым — по фамилиям местных домовладельцев.
В XIX — получил название по фамилии генерала Павла Глазова, героя Очаковского сражения. Павлу Михайловичу покровительствовал сам Потемкин, фаворит Екатерины. В 1790 году Глазов по его протекции стал оберполицмейстером в Москве, а затем в Санкт-Петербурге.
Дома доходные
Дом № 3/14, построенный архитектором С. Воробьевым, когда-то был доходным. Из известных людей тут жил Андрей Тутышкин — актер, игравший во многих советских фильмах. Мимо дома напротив, что стоит через переулок, пройти, не остановившись, нельзя — дивно хорош. В этом — плюсы пеших прогулок, ведь передвигаясь на машине, это чудо можно не оценить. Перед нами бывшая городская усадьба Павловых. Особнячок изобилует таким количеством архитектурных деталей, что голова кругом! Теперь вместо «Товарищества мануфактур Ивана Скворцова» тут находится информационный центр ООН.
Еще один доходный дом мы встретим чуть дальше. Надо сказать, что до революции их в столице было порядка 800, иными словами — до 40 процентов жилья составляли именно доходные дома.
Знаменитый «Чайный домик» на Мясницкой, Бахрушинский дом на Софийской набережной, здания на Пречистенке и бывший Военторг — были «доходными».
Хотите историю? Ищите женщину!
Архитектурные жемчужины Глазовского переулка связаны с именами архитектора Льва Кекушева и Натальи Кусевицкой — яркой женщины, чье имя сегодня известно не многим. Идем от перекрестка с Денежным переулком к Садовому кольцу. Вот он, дом № 8… Особняк невелик размером, отделан желтым тарусским мрамором. Оригинальное мозаичное полотно над входом — картинка с сюжетом из жизни подводного царства — смотрит в переулок.
Какая щука! Автор мозаики Вильям Валькот (в углу панно — его подпись «WW) был мастером модерна. И особняк считается первой в Москве постройкой в стиле модерн. Кекушев сначала сам планировал жить в особняке, но потом продал его за солидную сумму фабриканту Отто Листу, а уже после него тут поселилась чета Кусевицких. Авторство Льва Кекушева подтверждено: вот он, лев на стене дома… Наталия Кусевицкая в начале прошлого века была в Москве дамой известной. Дочь миллионера Константина Ушкова, мецената, крупно вложившегося в том числе и в Малый театр, унаследовала от отца и любовь к искусству, и коммерческую жилку. Наташа знала несколько языков, посещала лекции в Сорбонне и Русской высшей школе общественных наук, а также училась в мастерской Анны Голубкиной и музицировала. Ее страстью были скульптура и музыка. Вместе с мужем, контрабасистом Сергеем Кусевицким, они организовали первое «Российское музыкальное издательство», в совет которого входили Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Судя по воспоминаниям некоторых современников, особо приятной Наташа не была — вечно сидела со стиснутыми губами, помалкивая, но все решения ее муж принимал лишь с ее одобрения. Денежными делами заведовала только Наташа, контролируя и работу доходного дома напротив особняка — № 7. При этом она была тонким ценителем искусства, и в стенах их дома композиторы и музыканты создали нечто вроде клуба — тут они собирались, а некоторые из них и жили благодаря радушию хозяев.
Страну Советов чета Кусевицких покинула в 1920 году. Сначала обосновались в Париже, а потом Кусевицкий возглавил Бостонский симфонический оркестр и супруги перебрались в США. Наталья была неплохим скульптором, самые известные ее работы — портреты Яна Сибелиуса и Мориса Равеля. Портрет же Кусевицкой рисовал сам Серов! Сейчас, кстати, дом находится в отличном состоянии, здание занимает представительство правительства Калужской области при правительстве РФ.
Поэту облегчили выбор
Особняку Кусевицкой, кстати, должны быть благодарны поклонники Бориса Пастернака. Именно сюда приехал когда-то молодой Борис Леонидович на судьбоносную встречу с кумиром: после шести лет занятий композиторством и уроков у Глиэра, Пастернак решился представить свои произведения Александру Скрябину. Композитор был корректен и даже похвалил молодое дарование.
Но чуткая душа Пастернака услышала главное. Он понял, что гением в музыке ему не стать. И, решив не становиться композитором средней руки, Пастернак, человек многогранной одаренности, выбрал делом жизни литературу. И стал — мы знаем кем… По пути к Садовому кольцу обернемся назад и увидим следы современного искусства, пробравшиеся в уютный Глазовский и его, мне кажется, не испортившие.
Со стены дома 10 смотрит вдаль девушка — граффити работы Алисы Пасквини, известной современной художницы, представительницы стрит-арта, для которой дома становятся холстами... И, завершая прогулку по переулку, портрет, став символом смешения эпох, будто прощается с гостями, но и манит – приходите еще!