Первые театры маэстро Станиславского
К 160-летию Константина Станиславского в Зеленом фойе МХТ им. Чехова открылась выставка «Станиславский. Начало». Целью кураторов было показать, этап становления актера и режиссера, автора всемирно известной методики работы актера над собой.
Выставка проходит в здании МХТ им. Чехова в Камергерском. Попасть в Зеленое фойе можно через вход, украшенный горельефом Анны Голубкиной. Это тоже примечательно, ведь современница Станиславского была одним из лучших ваятелей своего времени. Еще одно напоминание, что с Художественным театром были связаны самые главные имена эпохи модерна (начало ХХ века. — «МЦ»).
В зале нас встретила Софья Грачева, директор Музея МХАТ.
— Нам хотелось показать истоки формирования личности Станиславского — как этот человек стал настолько знаковой фигурой для всего мирового театра, как именно он создал систему актерской работы, признанную во всем мире, — подчеркнула Софья Михайловна.
Век купцов и меценатов
Константин Станиславский происходит из семьи миллионеров.
Семья его отца, купца Сергея Алексеева, входила в число богатейших и наиболее образованных семей Москвы. Они оказали влияние на культуру страны, наравне в купеческими династиями Щукиных, Морозовых и Мамонтовых.
Родителей будущего режиссера связывала нежнейшая любовь.
Несмотря на то что были они старообрядцами и детей воспитывали в нравственной и духовной строгости, все отпрыски Алексеевых были окружены теплой заботой. Семья притом была отнюдь не малочисленна: у маленького Кости было девять братьев и сестер. Всей семьей Алексеевы выезжали в оперу и цирк, и Костя (тогда еще Алексеев, театральный псевдоним Станиславский он возьмет только в 1885 году. — «МЦ») был заворожен театральным миром, который потом ему будет суждено изменить.
О счастливом детстве посетителям на выставке напомнят семейные фото. Здесь представлены портреты всех братьев и сестер — раскрашенные в фотоателье снимки, сделанные в 70-е годы XIX века.
— Семья Алексеевых входила в плеяду известнейших меценатов того времени, со всей страстью увлеченных искусством, — говорит Грачева.
В 1869 году, когда Косте Алексееву было всего шесть, его отец приобрел имение Любимовка (Пушкинский район Московской области. — «МЦ»). В этой усадьбе прошло детство Станиславского.
В экспозиции можно увидеть стулья и столик, когда-то дополнявшие уютную обстановку поместья. Впервые посетители смогут увидеть план усадьбы с наполненным и нежностью и теплотой описаниями всех построек, которые сочинили обитатели Любимовки.
В семье Алексеевых и взрослые, и дети с увлечением ставили домашние спектакли.
— Известно, что в Любимовке их игра была серьезна, а театр был действительно как настоящий. Сцена с занавесом и декорациями, нарисованные би- леты и специальные домашние деньги, на которые можно было приобрести их, — с улыбкой рассказывает Софья Михайловна. — Организацией всего театрального процесса занимался Костя, и уже тогда был виден в нем будущий талант.
Во флигеле, где располагался домашний театр, были даже специальные гримерные комнаты, помещение для хранения реквизита, костюмерные. Но любящие родители не скупились на детские увлечения и с удовольствием участвовали в их забавах и сами.
О детском мире в Любимовке напоминает маленький стульчик, украшенный искусной резьбой, и наброшенный на него плащ — в нем юный Константин Станиславский играл атамана в домашнем спектакле «Камарго» в 1884 году. Домашний театр в Любимовке условно назван «Алексеевским кружком», но вскоре этого масштаба Станиславскому становится мало…
От семейного — к профессиональному
Общество искусства и литературы станет первым театром, который организовал Константин Станиславский на собственные деньги, заработанные на золотоканительном заводе.
— Московское общество литературы и искусства — шаг к профессиональному театру, — рассказывает Софья Грачева. — Здесь уже был отбор, и вcтупить в это объединение было не так уж просто. В нем участвовали режиссеры, художники, композиторы...
В разделе выставки, посвященном этому этапу жизни Станиславского, внимание сразу приковывают костюмы.
В витрине представлены одеяния Дездемоны и Отелло: из- ящное женское платье с золотой вышивкой, роба, в которой ревнивого мавра играл сам Станиславский, и его же бархатный плащ. Сохранность всех нарядов великолепна — их хранил сам Константин Сергеевич, перенося памятные вещи в сундуках из дома в дом. Костюмы первых спектаклей практически не выставлялись, и у москвичей теперь будет возможность увидеть их. Особое внимание стоит обратить на реквизит — кувшины и кубки не бутафорские. Их привез Станиславский из поездки в Венецию. Изукрашенное бисером венецианское зеркало тоже было привезено режиссером из путешествия.
В витринах представлены миниатюрные макеты к спектаклям, созданные самим режиссером! В макете для постановки «Польский еврей» 1896 года удивительно детализированно Станиславский продумал конструкции театральной декорации и подписал их своей рукой.
Акцент выставки, конечно, сделан на становлении мастера, его детстве, юношестве, молодости... Но, говоря о Станиславском, невозможно обойти тему создания Художественного театра. Встретившись в 1897 году в ресторане «Славянский базар» с Владимиром НемировичемДанченко, они обсуждали концепцию нового театра целых 18 часов! В основу идей тогда лег опыт, полученный Станиславским и в Любимовке, и в Московском обществе искусства и литературы.
О его колоссальном вкладе в развитие театрального дела напоминает и афиша спектакля «Чайка». Именно в тот момент, когда Художественный театр нашел собственного драматурга — Антона Чехова, — он стал абсолютной вершиной и показал уровень качества, на которые ориентировались и современники, и потомки. Поэтому все пространство выставки украшают силуэты чаек как символ незримых душ великих деятелей искусств, которые навечно вписали свои имена в книгу истории и стали путеводными звездами для тех, кто продолжает их дело в наши дни.