Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Первый пилот санитарной авиации МАЦ рассказывает о своей профессии

Фото: пресс-службы префектуры ЦАО

Заместитель командира по организации летной работы ГКУ «МАЦ» Олег Катальшев рассказал о своей непростой дороге в санитарную авиацию столицы.

Катальшев Олег Юрьевич - пилот с большим стажем, участник боевых действий Афганской войны, офицер запаса Вооруженных сил РФ. Общий налёт пилота составляет более 6 тысяч часов. За авиационную карьеру освоил пять типов вертолётов: Ми-2, Ми-8, Ка-27, Ка-32, BK117C-2, Вell-429. Имеет государственную награду - Орден «Красной Звезды».

Олег Юрьевич - один из первых пилотов Московского авиационного центра, кто освоил вертолет ВК117С-2 и начал на нем выполнять работы по медицинской эвакуации. За период инструкторской работы в учреждении переучил и подготовил для полетов на ВК117С-2 18 пилотов второй авиационной эскадрильи и трех пилотов-инструкторов, включая командира летного отряда ГКУ «МАЦ».

Маленький Олег, как и многие будущие летчики, вырос в военном гарнизоне, слушая захватывающие рассказы папы-вертолетчика о романтической профессии воздухоплавателя. Причем, уже с детства мальчик решил, что летать на самолете не так интересно, как на вертолете. Ведь отец всегда говорил, «на вертолетах интереснее - ты и летишь ниже, и видишь больше…»

«К 17 годам я решил, что пойду в летное училище. Правда, в первый год не поступил. Пошел работать на производство в организацию по ремонту электрических счетчиков. Эта работа стала для меня хорошей школой. Именно тогда я понял, что без высшего образования, без стремления к своей мечте интересной работы не видать. Поэтому, когда я через год подал документы в Сызранское летное училище - это был уже более осознанный и обдуманный шаг».

В 1984 году Олег Катальшев закончил вертолетное училище с отличием, и молодой лейтенант решил отдать приоритет знаменитому в то время отдельному гвардейскому вертолетному полку в Киевском военном округе.

«В училище я освоил многоцелевой вертолет Ми-8. Задачи на нем были разные: транспортные полеты, разведка, минирование с воздуха, бомбометание, стрельба неуправляемыми ракетам, полеты строем в составе эскадрильи. Наш полк постоянно участвовал в различных крупномасштабных учениях. Не обошлось и без участия в боевых действиях в Афганистане».

Олег Катальшев прибыл в Афганскую республику в самое горячее время, в 1985 году. Год и два месяца летчик участвовал в различных операциях и боевых действиях. За участие в одной из сложнейших операций пилот вместе с другими боевыми товарищами получил Орден Красной звезды.

«У нас было очень много операций, которые, в основном заключались в том, что мы высаживали десант в зону укрепления «душманов», каждый раз, рискуя жизнью. Эти полёты, как правило, проходили под обстрелом. За год из нашего полка погибло 13 летчиков. Война была серьезная. Выдержать то время, мне, думаю, помогла молодость - на тот момент мне было 24 года. Плюс между боевыми заданиями я регулярно занимался спортом, художественной самодеятельностью - играл в ансамбле. Но война бесследно не проходит. Потому о ней я вспоминать не люблю». 

После тяжелой командировки в Афганистан Олег вернулся в свой родной полк, рос по службе. Став командиром звена, Олег Юрьевич решил продолжить учебу и подал документы в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Но в стране случился всем известный путч, который в 90-е разрушил мечты и жизненный путь многих людей.

«Я вынужден был забрать документы, вернулся обратно в полк. А через год меня отправили в Закавказье, в Телави. После службы в Закавказье я вернулся обратно и принял решение уволиться из Вооруженных сил».

Уволившись из армии, Олег Катальшев нашел себя на гражданке. Однако сильно тосковал по небу. Так, стремление вернуться к любимой работе и привело Олега Катальшева в Московский авиационный центр. ГКУ «МАЦ» тогда остро нуждался в кадрах, хороших летчиков было мало, каждый - на вес золота. Бывший военный вертолетчик решил, что судьба дает ему единственный шанс, за который обязательно нужно схватиться.

«На тот момент в Московский авиацентр нас сразу пришло 4 человека, и все мои однокашники. Стояла задача, как можно быстрее пройти подготовку, чтобы нас поставили на дежурство. Мы переучились на вертолеты Ка-32А и стали пилотами гражданской авиации. Чуть позже в ГКУ «МАЦ» поступили новые вертолеты ВК117С-2, и я был одним из первых, кто на них переучился».

Олег Юрьевич в 2009 году первым заступил на дежурство по эвакуации пострадавших с мест ДТП и других ЧС. С того года началась история санитарной авиации Москвы в том виде, в каком она есть сейчас.

«Первые вылеты по спасению людей были крайне сложными. ТиНАО не было тогда, поэтому все полеты проходили исключительно в плотной городской застройке. Провода, растяжки, садишься, где только возможно, и людей забираешь. При том, что винты вращаются, зеваки лезут под вертолет, это было так динамично, горячая пора».

К 2010 году на санитарные вертолеты ВК117С-2 переучили еще 8 человек, которым Олег Катальшев начал передавать свой накопленный опыт полетов в черте города, став пилотом-инструктором.

В том же году Олег участвовал в эвакуации пострадавших после террористического акта в метро, выполнив сложную посадку в центральном районе столицы.

«Садился возле Крымского моста, везде провода, много людей. Доктора наши сразу побежали, занесли пострадавшего в вертолет, и мы быстро улетели в больницу. Все происходило так стремительно, мы даже не выключались».

Были ещё нестандартные случаи и ЧС. В 2015 году, возвращаясь с дежурства на вертолете, Олег Катальшев обнаружил на Москва-реке огромный столб дыма. Первое, что пришло в голову - взрыв на нефтеналивном судне.

«Я доложил оперативному дежурному, оказалось наш экипаж первым обнаружил ЧС. Мы выполнили посадку, врачи выскочили из вертолета и побежали оказывать помощь на месте, а одного мужчину мы эвакуировали в больницу. Выяснилось, что прорвало трубу в районе Московского нефтеперерабатывающего завода, возник сильный пожар».

Основной рост санитарной авиации в ГКУ «МАЦ», по словам Олега Юрьевича, начался примерно с 2014 года. Директором учреждения было принято решение ежегодно готовить пилотов ВК117С-2. Поэтому инструкторская деятельность у Олега Катальшева стала более активной. Плюс ко всему, получив должность заместителя директора по организации летной работы в ГКУ «МАЦ», Олег Юрьевич лично участвовал в разработке регламентирующих документов по авиационной деятельности в столице.

«Сейчас все вылеты санавиавиции регламентированы и отрегулированы, все работает, как часы. Чаще всего садимся на уже подготовленные площадки, где тебе передают пациента. Риски сведены к минимуму, потому что в ГКУ «МАЦ» существуют четкие и жесткие правила, соответствующие ФАП. Контроль выполнения этих правил - моя зона ответственности. Я отвечаю за подготовку и допуск пилотов к полетам. Плюс работа по обучению новых пилотов».

Сейчас Олег Катальшев продолжает дежурить, совмещая полеты по санитарной эвакуации с инструкторскими задачами. А их в Московском авиацентре стоит много. Особенно, после 2018 года, когда впервые в Москве учреждением было организовано круглосуточное дежурство санитарных вертолетов. До сих пор ведется работа по обучению пилотов ночным полетам.

«Для того, чтобы подготовить к самостоятельным дежурствам пилотов, уходит год. Это днем. А если взять с ночью, то два года».

Кстати, Олегу Катальшеву впервые пришлось столкнуться с ночной эвакуацией пострадавших в 2017 году, когда произошел сильный пожар в ТРЦ «РИО». Два дежурных санитарных вертолета вылетели по вызову, но потребовались дополнительные силы. День клонился к вечеру, быстро темнело. Возникла необходимость в резервном ВК117С-2 и в самых опытных летчиках. Тогда директор ГКУ «МАЦ» и поставил задачу Олегу Катальшеву и Вячеславу Ивлиеву, командиру летного отряда, на срочный вылет.

«В то время мы имели разрешение совершать посадки в темное время суток на площадки с самостоятельным подбором. Потому меня и вызвали на то ЧС, и мы прилетели. Пострадавших доставляли в «Склиф» уже по темноте. Все прошло благополучно. Задачу, как всегда выполнили!»

Человек с такими требованиями к себе, в общем-то никогда не может подвести кого-то в работе. Да и «новичкам» Олег Юрьевич расслабляться не дает - добивается блестящего управления техникой, четкого выполнения поставленных задач и, самое главное, самостоятельного принятия адекватных решений.

«У нас пилот должен уметь принимать правильные адекватные решения в любой момент времени, в нестандартной ситуации. Это гораздо сложнее, чем научиться управлять вертолетом. В нашей работе по оказанию экстренной медицинской помощи необходимо быстро реагировать и быстро действовать. Добиваемся результата только через практику и тренировки».

Несмотря на бесконечную любовь к полетам и высокую отдачу работе, Олег Юрьевич считает, что, если судьба не ведет тебя в авиацию, не нужно поступать вопреки.

«Спустя годы, я стал очень хорошо понимать своего отца, который не навязывал мне профессию летчика. И своим детям я даю возможность выбора. Ведь взять того же пилота. Это очень интересно, конечно, но и опасно. Ведь никогда не знаешь, что тебя ждет впереди и чем все закончится. С судьбой не надо играть. Я и нашим пилотам, которые уходят с летной работы по состоянию здоровья, всегда говорю - не надо расстраиваться. Ты жив, здоров, отлетал много лет, и слава Богу!»

Новости партнеров