Первый в мире велосипед увидел Александр I
В Москве прошел День без автомобиля, который горожане отметили велопорадом. Сайт газеты "Москва.Центр" решил обратиться к истории и рассказать читателям, что 27 сентября в далеком 1801 году Александру I был представлен первый в мире велосипед, а заодно и вспомнить различные истории, связанные с данным средством передвижения.
С появлением и созданием велосипеда связано немало легенд, историй и даже мистификаций. Нет точной официальной даты его первого появления.
Кто-то видит первый велосипед, его прообраз, во французском средневековом изображении херувима 1156 года.
Сведения о том, что первый велосипед, а точнее самокат, появился в 1791 году у графа де Сиврака, оказались фальсификацией одного французского журналиста. А графа и вовсе не существовало.
Мистификацией является и история с преподнесенным велосипедом Александру I. Согласно этой легенде, изобретатель Ефим Артамонов совершил успешный пробег на своём велосипеде из уральского рабочего посёлка Тагильского заводского посёлка в Москву. Это был первый в мире велопробег. В путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода Акинфий Демидов, который возжелал удивить императора Александра I таким «диковинным самокатом», который впоследствии получил название «Велосипед Артамонова». За изобретение велосипеда Артамонову со всей его семьей и всем потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Велосипед Артамонова якобы хранится в Краеведческом музее Нижнего Тагила. Как показал химический анализ железа, велосипед из нижнетагильского музея оказался самоделкой конца XIX века, сделанной не ранее 1870 года и выполненной по английским образцам.
В дальнейшем многие мастера из разных стран предпринимали попытки создания и затем усовершенствования велосипеда.
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега».
В 1863 году Пьер Лалман 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из французского города Нанси смастерил первый велосипед, напоминающий современные. Перебравшись в Америку Лалман запатентовал свое изобретение. Возможно, именно его мы должны по праву считать первым изобретателем велосипеда.
Велосипеды продолжали совершенствоваться до второй половины XX века.
В течение XX века и вплоть до наших дней интерес к велосипедам переживал свои пики и спады. Начиная примерно с 1905 года, велосипеды во многих странах, в частности в США, стали выходить из моды из-за развития автомобильного транспорта. Дорожная полиция часто относилась к велосипедистам как к помехе движению автомобилей. К 1940 году велосипеды в Северной Америке считались игрушками для детей. С конца 1960-х годов велосипеды снова вошли в моду в развитых странах, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.
Сейчас проводятся велопарады и такие акции, как "День без автомобиля", чтобы вновь все больше и больше поднимать интерес к этому виду транспорта.