Первый шаг навстречу актерской славе
Неожиданной премьерой порадовала сцена Дома русского зарубежья имени А. И. Солженицына. Мюзикл по мотивам французских детективов «Грешницы. Ночь без правил» искушенной столичной публике наряду с профессиональными артистами представили участницы «Московского долголетия».
Оглушительный хлопок выстрела, и зал вместе со сценой замирает в ужасе. Хозяин уютного дома погиб под самое Рождество... Еще недавно счастливые лица восьми героинь пьесы точно погружаются во мрак. В этом сценическом представлении жизни лишь местами гиперболизированы людские страсти, но очень правдиво показаны истоки и последствия некоторых наших непростительных ошибок. И все же это действо еще и о другом, как ни странно, — о новой жизни.
Сквозь тернии к сцене
История создания спектакля началась несколько лет назад, когда в кружке-студии «Московский театрал» в рамках проекта «Московское долголетие» нашли друг друга режиссер Игорь Коробейников и начинающие актрисы. Шел пандемийный 2020-й. И надо же, в виртуальном театральном классе собрались удивительно талантливые люди!
— По профессии я режиссер праздников, ровно на противоположном полюсе от актерского ремесла. Как намучился со мной Игорь Николаевич, «выбивая» из меня клоуна-затейника! — смеется Наталия Толстова, исполнительница роли скандальной сплетницы, неудачницысвояченицы владельца дома Габриэля — Альбертины. Ее роль ярко гротесковая. Альбертина — несчастная, неповзрослевшая женщина, недолюбленная собственной матерью, мстит всем за несложившуюся судьбу, а домашние «новости-гадости» регулярно нашептывает мужу старшей сестры. Ему они сильно ранят душу.
К «Московскому театралу» Толстова примкнула, когда провалилась в затянувшуюся без работы пандемийную паузу. В то же время Наталия оказалась еще и почти парализованной от случайной травмы позвоночника. Ее, уже во многом состоявшуюся в творчестве, кружковая театральная виртуальность словно вернула к жизни. А в этот день главной ее премьеры даже сын из Петербурга вырвался, чтобы за маму порадоваться.
Серебряная астра
Яркие черты лица, стиль... Светлану Кукарину трудно не заметить. Из уже далекого ее прошлого всплывает пестрый послужной список: медицинский работник, бизнесвумен в сфере продаж, риелтор. Но только увлечение поэзией заставило Светлану посерьезнее отнестись к своему творческому «я». Как-то ей захотелось научиться читать свои собственные стихи со сцены — и началось: курсы, преподаватели, студии... Курс «Театр у микрофона» проекта «Московское долголетие» стал первой ступенью этого творческого восхождения, потом захватил с головой «Московский театрал». Признание актерского таланта у Кукариной наступило несколько раньше этой театральной премьеры: в апреле Москву удивил кинопроект «Серебряная астра», также созданный на базе «Московского долголетия». В одной из четырех киноновелл под названием «Четвертый звонок» о театральном фестивале Светлана Кукарина сыграла главную роль, блистательно перевоплотившись... в принца датского Гамлета. Не станем раскрывать подробности сюжета — фильм скоро выйдет на широкие киноэкраны. Добавим только, что Кукарина получила приз за лучшую женскую роль. А теперь вот продолжает блистать на московских театральных подмостках. Ее героине Деби 45 лет. Жена хозяина дома Габриэля встретила новую любовь, которой оказался напарник мужа по бизнесу. Причем этот самый партнер супруга нашей героини еще и обанкротил. Деби же в сложившейся ситуации пыталась еще выручить для себя некоторую денежную компенсацию.
Кстати, все 11 песен, звучащих в спектакле, написаны на стихи Кукариной, а мелодии позаимствованы из зарубежных хитов.
Влюбилась? Конечно!
Светлана Горобчук признается, что и по роли, и по жизни она — бабушка. Играть не просто: тяготит прошлое героини.
— Мужа своего она отравила, не любила, а развестись было невозможно, — будто оправдывается Светлана.
Да, тяжело жить с нелюбимым. Но ведь и родному зятю в трудную минуту старушка не оказала помощь, не подкинула деньжат, хотя он ее приютил.
Далее следует еще неожиданное признание о пути в творчество мадам Горобчук. В «Московское долголетие», в «Московский театрал», она пришла... через программу похудения. Ей удалось сбросить 20 килограммов, потом возник интерес к другим занятиям. Сцена в ее далекой школьной жизни периодически мелькала. Сегодняшняя театральная перспектива показалась куда как привлекательнее.
— Я свободная пока женщина, — не скрывает Светлана. — Но мои знакомые вдруг стали замечать какой-то радостный свет в моих глазах. Влюбилась? Конечно!.. В театр!
Привыкла к драмам
Еще одна звезда мюзикла Ирина Федотова прежде от театральных подмостков была ой как далека: начинала трудовую биографию в Институте авиационной и космической медицины — психологом, разбирала ситуации взаимодействия человека и техники. Чем не режиссура? Перестройка перекинула ее в банковскую сферу на должность аналитика. По собственному ее признанию, она давно привыкла к драматическим сценам.
— В банке за каждой цифрой можно разглядеть конкретного человека. Каждая операция как отдельно сыгранная роль, — рассуждает Ирина.
Играя Оливию, главную горничную, она пока еще только «входит во вкус», но уже испытывает необыкновенный интерес к сцене. В ожидании премьеры блеск в своих глазах актриса Федотова даже не пытается скрыть. Ее роль в отличие от остальных — не отрицательная. Оливия всю свою жизнь посвятила созданию уюта в доме хозяина.
Папина дочь
Единственная профессиональная актриса, задействованная в постановке, — Лейла Кюрегян, фонтан энергии. Она играет роль младшей дочки «жертвы преступления», 15-летней Клэр. Вот тот самый скрытый механизм, позволивший всех вывести «на чистую воду», раскрыть грустную, убийственную для отца семейства правду. Именно Клэр устроила спектакль внутри театрального представления.
В профессии Лейла с дошкольного возраста: еще в драматическом кружке начинала, а в 18 лет получила диплом о полном актерском образовании.
— Непросто складывались отношения с партнершами по сцене. Опыт их жизни сказывается, но актерского мастерства не всем еще достает. Но знаете, они совсем не бабушки! Никогда не позволяю себе их критиковать, только с разрешения режиссера поправляю, — улыбается Лейла и кивает в сторону своей сценической сестры Адель, начинающей актрисы Светланы Бабкиной. — У нее самая ответственная роль: она проводит главное расследование «убийства».
И страстный взгляд, и томный вид
Камилла и Жаклин. Сложные, но очень интересные роли достались Ирине Варшавской и Наталье Хорошиловой. Даже вблизи разглядывая актрис, трудно представить, что им уже далеко за… Камилла — роскошная дама из сферы эротических услуг. А ее исполнительнице в прошлой жизни пришлось трудиться школьным педагогом, декоратором в театре, реставратором, о сцене лишь иногда мечталось из-за кулис.
— У меня даже в голову «не помещалось», что я могу пойти в театральный. Самое большее, что когда-то себе разрешила — это подать документы в художественно-гримерное училище, — признается Ирина.
Жаклин — девушка по вызову в домашних интерьерах, горничная с внешностью модели. В пьесе эта невероятная женщина покоряет сердце одного мужчины, но со временем становится понятно, что таких покоренных у нее уже немало. Их деньги — ее главная цель.
Наталья Хорошилова всю жизнь отдавала себя строительству промышленных объектов как архитектор, и не только в пределах родины. Но на фитнес и на танцевальные уроки Хорошилова время находила. А когда мужпереводчик взял под контроль все семейные бюджетные вопросы, Наталья начала строить карьеру актрисы.
— Мужа сегодня на спектакль не позвала. Пусть привыкнет к моей роли, — несколько волнуется Наталья Хорошилова.
А Ирина Варшавская радуется, что на премьеру пришли все ее дети и внуки. Уже на финальных аплодисментах ловим ее внучку Анастасию Жаркову.
— Да, я знала, что бабушка умеет зажигать, но так!.. — в спешке отвечает девочка-подросток, неся огромный букет на сцену для «своей Камиллы».
Впереди у актерской трупы еще премьеры и даже гастроли, но после летних каникул.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Спектакль перевернулжизнь, заставил начать ее заново исполнительниц ролей. Мне всегда интересно работать с чем-то новым, экспериментировать с тем, что кажется невыполнимым.
Когда-тодля кино я открыл Ларису Долину, Анжелику Агурбаш, Эвелину Бледанс. Это все профессиональные люди в своем жанре, но они не были актерами драматического жанра. Очередной эксперимент сегодня случился перед вашими глазами. Я познакомился с участниками проекта «Московское долголетие», возникло обоюдноежелание создать что-то настоящее. Продолжить театральное образование захотели 200 человек — столько пришло на кастинг. Но после четырех отборочных туров осталось 15. И все же… Многие из них вначале на репетициях боялись даже в глаза друг другу смотреть, шептали, а не разговаривали. Полгода назад мы начали. Сегодня фундамент в актерском мастерстве у моих подопечных состоялся. За рубежом начать актерскую карьеру в зрелом возрасте возможно. Уверен, и у нас тоже.
КСТАТИ
Фильм «Серебряная астра» станет творческим гимном возможностям, которые дарит проект «Московское долголетие». Он состоит из четырех новелл, связанных одной сюжетной линией.