Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Пешком сквозь времена и эпохи

8 июня 2023 года. Дарья Воронцова и Николай Красненков. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
8 июня 2023 года. Дарья Воронцова и Николай Красненков. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
8 июня 2023 года. Дарья Воронцова и Николай Красненков. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
8 июня 2023 года. Дарья Воронцова и Николай Красненков. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В праздничные выходные фестиваль «Времена и эпохи» по традиции собрал в Москве более 1300 реконструкторов со всей России — самых разномастных почитателей и знатоков ее величества истории. Для них он стал местом встречи друзей и поиска новых участников масштабного реконструкторского движения, а для гостей праздника — возможностью окунуться в атмосферу далекого прошлого и увидеть его вживую. Часть площадок разместилась в центре столицы. Туда и отправилась «МЦ».

Фестиваль «Времена и эпохи» проходит уже в одиннадцатый раз. Ежегодно организаторы меняют формат, чтобы удивить жителей столицы все новыми и новыми подробностями о повседневности различных исторических вех. В этом году на Бульварном кольце и в центре столицы основной акцент был на информативности — на площадках установили стенды с репродукциями подлинных фотографий и карт, а в застекленных витринах были представлены копии музейных экспонатов — от дамских аксессуаров до оружия.

Как советским оружием фашистов удивляли

Покровский бульвар стал центром притяжения для тех, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. Здесь можно было узнать подробности переломных сражений, а еще увидеть, как танцевали вальс под русскую гармонь в 1940-х годах.

Реконструкция каски и кирасы французского кирасира, русского солдатского ружья и легкокавалерийской сабли русского кавалериста. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Реконструкция каски и кирасы французского кирасира, русского солдатского ружья и легкокавалерийской сабли русского кавалериста. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

...Присев на бордюр, интеллигентного вида молодой человек в круглых очках в роговой оправе и гимнастерке заводит патефон, беседуя с девушкой в солнечно-желтом платье. Они выбрали пластинку Леонида Утесова — одного из самых популярных исполнителей военной песни. Но все же рядовому пограничных войск приходится отвлечься от очаровательной спутницы, чтобы рассказать нам об оружии Великой Отечественной войны, представленном в витрине рядом с ним.

— Стеклянные ампулы служили в качестве бомб — туда заливалась жидкость, которая воспламенялась от контакта с воздухом. По сути, это тот же коктейль Молотова, но такие шары использовались для бомбардировок, их могли даже сбрасывать с самолета или использовали специальный ампуломет, — рассказал реконструктор Николай Красненков.

Помимо ампул и бутылок для коктейлей Молотова в витрине представлены револьверы, советские винтовки, штыки и штык-ножи.

— Немцы не имели такого высокотехнологичного оружия, как наша самозарядная винтовка Токарева образца 1940 года, — объясняет Николай. — Свое похожее оружие они разработали только к концу 1942 года. Поэтому то, что фашистская Германия, напав на СССР, якобы имела более совершенное оружие, — на самом деле миф.

Николай увлекся реконструкцией, когда учился на историческом факультете. Он убежден: зная прошлое, намного легче ориентироваться в настоящем.

— Мне интересен именно период Великой Отечественной войны, потому что это событие затронуло абсолютно каждого человека в нашей стране, — говорит Николай. — Для сохранения памяти и для того, чтобы не допустить формирования очерняющих мифов о нашей Победе, я и занимаюсь реконструкцией и патриотическим воспитанием молодежи, участвуя в восстановлении эпизодов сражений.

Увидеть гладиаторов Древнего Рима

Ольга Мамаева дарит гостям хорошее настроение. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Ольга Мамаева дарит гостям хорошее настроение. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

На Чистопрудном бульваре в этом году разместился уголок Древнего Рима. Реконструкторы представили Пантикапею — поселение в Крыму на территории современной Керчи, основанное римлянами. Именно от Чистых прудов в сторону станции метро «Проспект Мира» начинались завораживающие публику шествия.

Первыми вышагивали изящные танцовщицы в легких светлых туниках и венках, за ними — гладиаторы в доспехах, которых сопровождали оруженосцы и музыканты. Под бой бубнов и цимбал и призывное пение труб воины проходили по бульварам два раза в день.

— Мы представляем I–II века нашей эры, а основное, с чем ассоциируется это время, — гладиаторские игры, — рассказала реконструктор Ксения Мифтяхетдинова. — Первыми всегда выступали танцовщицы, а за ними уже гладиаторы. Музыканты-табуцены, которые следовали с ними, были одеты в легкие хлопковые туники без рукавов по германской моде и медвежьи шкуры, как и воины, они носили шлемы.

Спутницы солдат Наполеона

На Сретенском бульваре реконструкторы представили быт французских солдат Отечественной войны 1812 года, а сопровождали их... маркитантки! Дамы повсюду следовали за солдатами и полностью обеспечивали их быт — организовывали полевые кухни, торговали всякими мелочами вроде пуговиц, посуды и провизии, которая не входила в паек.

— Костюм маркитантки ничем не отличался от обычной французской горожанки, — объясняет реконструктор Ольга Мамаева. — Чтобы что-то продать, всегда нужно было выглядеть привлекательно, поэтому даже в полевых условиях маркитантки носили корсетные платья и длинные юбки.

Константин Шляховой в костюме XIX века. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Константин Шляховой в костюме XIX века. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В руках Ольги — корзиночка с рукоделием, ведь дама остается дамой в любых обстоятельствах и в свободную минутку продолжает заниматься любимым хобби. Мелкими стежками реконструктор вышивает шерстяными нитями по схемам начала XIX века: на фестивале «Времена и эпохи» любая, даже самая неприметная деталь должна соответствовать выбранной эпохе.

Открытки из котелка

На площади Революции в этот раз можно было оказаться на летней даче середины XIX века — дамы в платьях с турнюрами (специальное приспособление в женском костюме для формирования характерного силуэта с нарочито выпуклой нижней частью тела в форме буквы S, модного в течение двух десятков лет последней трети XIX века. — «МЦ») играли в серсо (игра в обруч, который особой палочкой подкидывается в воздух и затем ловится на ту же палочку.— «МЦ»). Поучаствовать в популярной игре мог каждый гость площадки.

Середина XIX века — период Крымской войны, поэтому без бравых солдат представить себе то время невозможно. О фронтовом быте рассказывал реконструктор Никита Яковлев.

— По нашивкам на солдатских кепи отличали полки друг от друга, так как у каждого был свой цвет, — объясняет тонкости Никита. — А еще у нас можно увидеть настоящие, найденные реконструкторами-археологами, пуговицы и солдатский котелок, которые действительно принадлежали участникам Крымской войны.

В котелке у участников фестиваля сейчас лежат открытки — с их помощью они общаются между собой, ведь телефоны и гаджеты на площадках под строгим запретом. Витиеватым почерком перьевой ручкой выведены важные сообщения, сформулированные изящным слогом того времени. Такой способ позволяет участникам действительно почувствовать себя в прошлом и убедить в этом посетителей!

Спектакль у ног композитора

Под шкурой медведя Влад Зелкин. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Под шкурой медведя Влад Зелкин. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Тем, кто интересуется более поздними периодами истории, стоило посетить Пушкинскую площадь и Страстной бульвар, где можно было погрузиться в атмосферу эпохи модерна и Серебряного века. Там дамы в разноцветных платьях, украшенных кружевами, накинув на плечи кружевные шали, неспешно прогуливались под зонтиками к памятнику Сергею Рахманинову на Страстном бульваре. Рядом с композитором дважды в день давали спектакль по рассказам Антона Чехова. Артистам специально переодеваться было не нужно — дамы и кавалеры и так были одеты по моде того времени.

— Я около 16 лет занимаюсь реконструкцией, а привила мне такое необычное хобби моя мама, — рассказала Татьяна Орехова. — Мне интересны разные эпохи. А в периоде модерна привлекают изящество и женственность. В современном мире дамы сильные и самодостаточные, а, перевоплощаясь в героиню XIX века, я могу немного побыть слабой, прогуляться под руку с галантным кавалером.

Семейное увлечение переросло в образ жизни — мама и дочка участвуют в различных фестивалях, вместе занимаются танцами, вяжут шали и аксессуары для себя и подруг.

— Как и любая девочка, в детстве я мечтала о балах и длинных платьях, но в советское время, конечно, такого развлечения уже не было, — рассказала мама Татьяны, Анна Сивашова. — Как-то подруга позвала меня на бал в рамках исторической реконструкции, и я примкнула к этому движению через работу над восстановлением старинных танцев.

 

НА ЗАМЕТКУ

В этом году на фестивале «Времена и эпохи» гостям на 41 городской площадке представили 10 различных исторических вех: от греко-римской античности до времен СССР.

КСТАТИ

Рецепты, по которым реконструкторы готовят на фестивалях, приближены к историческим. Но следует быть осторожным: например, в списке ингредиентов нередко встречается мандрагора, а готовить ее надо уметь: в руках новичка это сильнейший яд.

СПРАВКА

Исторический фестиваль «Времена и эпохи» впервые прошел в Москве в 2011 году в музее-заповеднике «Коломенское» и покорил публику как своей оригинальностью, так и масштабами действа: на него съехались реконструкторы со всего мира. С 2017 года фестивалю стало тесно в парке, и его площадки рассредоточились по всей Москве. Сейчас на площадках стало больше аниматоров, но и реконструкторы охотно в нем участвуют.

Новости партнеров