По сусекам поскребла
На Берсеневке открылся интерактивный Музей русского быта «По сусекам». Здесь обещают научить ткать рушники и квасить капусту.
Встолице хозяйку музея Елену Тюняеву знают многие. Москвичи хорошо помнят, как она на посту директора Парка Горького объезжала свою вотчину на электромобиле. Ныне ее вотчина поменьше — две небольшие комнаты в подвале храма святителя Николы на Берсеневке. Впрочем, задач здесь даже больше, чем в парке. Музей русского быта — первый проект Тюняевой, который она делает собственноручно во всех смыслах.
— Храм предоставил помещение, ну а я подкрасила стены, подремонтировала все внутри, — говорит Елена.
В основе проекта — ее личная коллекция утвари и предметов деревенского быта, которую москвичка собирала 15 лет.
— Когда дети были маленькими, мы купили дачу под Боровском, — рассказывает Елена. — Это чудесное старообрядческое место. Дом у нас был традиционный — такой деревянный сруб. И мне сразу захотелось украсить его какими-то аутентичными вещами. С другом-дизайнером мы на машине поехали в Вологду. По дороге останавливались у домиков с надписью «антиквариат». Это был, конечно, никакой не антиквариат, а старинные предметы быта, которые продают люди, собирающие их по заброшенным деревням.
Так в хозяйстве Елены появился латунный сотейник, в котором хозяйка даже варила варенье. А вместе с ним — внушительная коллекция горшков, ухватов и деревянный утюг «рубель», которым женщины в русских селеньях отглаживали полотенца и скатерти.
За ними на дачу подтянулись прялки и ткацкие станки. И в итоге коллекция так разрослась, что в доме ей стало тесно. Тогда Елена решила найти для нее новое «жилище».
— Я созрела до понимания, что всем этим нужно делиться, — объясняет она. — Поэтому и возникла идея создать социальный музейный проект.
По словам Тюняевой, у нее нет задачи заработать на этом проекте. Поэтому вход будет осуществляться за добровольные пожертвования, которые люди будут делать по желанию.
— Если на эти деньги я смогу оплачивать работу моих помощников и мастеров — будет хорошо, — уверяет Елена.
По мнению хозяйки музея, пространство должно жить, иначе оно будет никому не интересно. Вдохнуть жизнь в него должны мастера, фольклористы и этнографы, которые научат посетителей, пользоваться ткацким станком и рубить капусту в большом деревянном корыте.
— Все предметы у нас можно трогать: в отличие от большинства музеев, они не за стеклом, — показывает директор. — Дело в том, что сегодня людям важна тактильность. Им хочется понимать, насколько тяжел ухват или каково на ощупь домотканое полотно.
Опыт работы на больших проектах должен помочь Елене актуализировать народную культуру, сделать ее интересной не только для искусствоведов, но для обычных горожан.
— Недавно у нас был мастер-класс по валенкам, на который случайно попали молодые люди, прогуливавшиеся неподалеку, — вспоминает хозяйка музея. — Видели бы вы, с таким интересом они слушали нашу мастерицу! Ушли ребята с желанием что-то изучить самостоятельно. Вот именно в этом я вижу смысл проекта.
В этом же видит смысл подобных проектов и государство, объявившее 2022-й Годом культурного наследия народов России. Ну а Елена уже готовится к открытию первой выставки, посвященной рушнику — вышитому покрывалу.