Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Победа частного над коллективным

Эркер. Выступающая часть фасада, за которой скрываются лестничные клетки. Видно, что у них сплошное вертикальное остекление. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Эркер. Выступающая часть фасада, за которой скрываются лестничные клетки. Видно, что у них сплошное вертикальное остекление. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
 Эркер. Выступающая часть фасада, за которой скрываются лестничные клетки. Видно, что у них сплошное вертикальное остекление. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Эркер. Выступающая часть фасада, за которой скрываются лестничные клетки. Видно, что у них сплошное вертикальное остекление. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

В этом году Фонд капитального ремонта Москвы планирует отремонтировать фасад дома № 4 по Большому Девятинскому переулку (Пресненский район). Здание постройки 1935 года считается одним из образцов конструктивизма. И это в некотором смысле осложнило существование его жильцам.

Одним из самых известных жителей дома была актриса Ольга Бган (1936–1977): зрители старшего поколения помнят ее по главным ролям в фильме «Человек родился» (1956) и в спектакле «Маленький принц» Театра имени Станиславского. В 1968–1972 годах Ольга Павловна была замужем за журналистом и режиссером Алексеем Симоновым, сыном Константина Симонова. Алексей Кириллович (его отчество образовано от паспортного имени поэта) тоже некоторое время прожил в доме № 4.

Сплошные сюрпризы

 Проездная арка. Через арку можно попасть к камере хранения, которой пользуются туристы и посетители расположенного рядом посольства США. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Проездная арка. Через арку можно попасть к камере хранения, которой пользуются туристы и посетители расположенного рядом посольства США. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Алексей Симонов помнит день, когда он впервые побывал в доме в Девятинском переулке. Это было 28 ноября 1966 года: Ольга Бган, с которой Алексей Кириллович еще не был знаком, отмечала тридцатилетие.

— Меня пригласил приятель Сима Маркиш, он с Олей дружил, он же меня ей и представил, — рассказывает Алексей Симонов. — Я попал туда в большой компании. Еще там был Андрей Тарковский…

Некоторые странности дома — ленточные окна — было видно даже со двора. Внутри оказалось, что сюрпризов еще больше.

— Полы находятся на разных уровнях, — описывает Алексей Симонов. — Проходишь несколько ступенек, попадаешь на первый этаж, с него направо лестница на второй этаж — а разница между ним и первым всего 1,5–2 метра. Окна шли справа вдоль коридора, а слева располагались двери в квартиры, там, кстати, окна тоже были ленточные.

Готовить хотим у себя

Переступив порог квартиры, Алексей Симонов понял загадку разноуровневых этажей. Направо от входа — туалет, далее — комната с высоким потолком. А оставшееся пространство было разделено на два яруса: на нижнем — комнатка, на верхнем — кухонька с двухконфорочной плитой и сидячей ванной.

— Здание было задумано как дом коммунистического быта, — объясняет Алексей Симонов. — В нем были запланированы общественные кухни и общественные души. Но жильцы ни тем, ни другим пользоваться не захотели, вот и завели каждый у себя такие приспособления. Впрочем, как выглядели другие квартиры, я не знаю: за все годы жизни в этом доме я как-то не подружился с соседями и к ним не заглядывал.

Жизнь как на ладони

Ленточные окна. Самая характерная черта дома, примета архитектуры конструктивизма (такие же в Доме Наркомфина на Новинском бульваре). Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Ленточные окна. Самая характерная черта дома, примета архитектуры конструктивизма (такие же в Доме Наркомфина на Новинском бульваре). Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

По словам Симонова, дом уже во второй половине 1960-х казался «рухлядью», хотя с момента его постройки прошло чуть более тридцати лет. Тем не менее бытовых неудобств — с горячей водой, с отоплением — он не припомнит. Трудности были другого рода.

— В дом часто приходили экскурсанты, интересовавшиеся конструктивизмом, о чем, разумеется, никто не предупреждал, — говорит Алексей Симонов. — Если ты замечал их из окна, то просто не открывал дверь. Но иногда ты заметить их не успевал… Приходилось впускать в квартиру. Впрочем, особых нарушений в наш быт они не вносили, общались со своим гидом, а вопросы нам задавали только в крайних случаях.

После расставания с Ольгой Бган Алексей Симонов всего несколько раз проезжал мимо дома в Большом Девятинском. Здание казалось ему еще более запущенным и неухоженным.

— Я рад, что его собираются отремонтировать, — комментирует новость Алексей Симонов. — Дом-то интересный.

СПРАВКА

В доме также жили: ■ 1935–1951 — Иван Доронин (1903–1951), полярный летчик, участвовавший в спасении экипажа парохода «Челюскин» ■ 1935–1958 — Александр Винтер (1878–1958), энергетик и электротехник, начальник строительства первой в России электростанции на торфе, а также ДнепроГЭС ■1940-е — 1964 — Александр Беляков (1904–1964), художник-постановщик мультфильмов «Ночь перед Рождеством», «Серая шейка», «Гуси-лебеди».

Новости партнеров