Почетный круг спасения. Как проходит дежурство водолазов
В городском конкурсе «Московские мастера» в номинации «Лучший спасатель Москвы 2021 года» первое место занял Михаил Мельников, водолаз-спасатель ПСС «Крымский мост».
Корреспонденты «МЦ» узнали, как проходит один день дежурства на водной акватории в самом центре столицы.
Надолго причаливший к Пушкинской набережной дебаркадер почти сливается с каменными плитами. Светло-серые краски — блики в ограде, причале, волнах Москвы-реки... И даже в выходной день зеваки не задерживаются у ворот поисково-спасательной станции «Крымский мост». А зря. Команда этой первой спасательной станции (такой у них позывной) могла бы заменить главных героев фильма «Спасатели Малибу».
Необычайные следы
И старший дежурной смены Вадим Резвых, и спасатель-водолаз Виталий Мякишев, и спасатель-водолаз Михаил Мельников — все как на подбор крепкие, мускулистые, видные мужчины, хоть прямо сейчас в Голливуд забирай. Вадим любит нагружать себя в тренажерном зале. Виталий вне рабочих будней увлекается лыжами.
А Михаил — прирожденный водолаз. Плавать научился в далеком детстве. И как ушел на срочную службу во флот в Севастополь, под воду, так до сих пор не может оттуда вернуться. Полмира из глубины изучил, наверное, только в Мариинскую впадину не погружался... За время службы был в шести заграничных командировках! Михаила Мельникова даже в книгу почета военно-морской части занесли и уговаривали остаться на сверхсрочную службу. Он же захотел продолжить свое «плаванье» на гражданке в ранге спасателя. Где почти каждое дежурство начинается с тренировочного подводного погружения и в течение суток частенько приходится погружаться на дно
— Что там, рыба какая-нибудь присутствует? — интересуюсь, когда Михаил после утреннего погружения уже снимает свое водолазное снаряжение.
— Шумно, разбежались все, а ранним утром в будни можно подкараулить и сомов, и даже раков, — отвечает Михаил.
Вдоль берега качаются на воде желтые кувшинки, целое утиное семейство нежится на понтоне, не обращая внимания ни на спасателей, ни на регулярно курсирующие суда. Все друг к другу привыкли. Но при такой активной жизни нередко на дне здесь обнаруживаются самые неожиданные находки.
— Год назад по просьбе полиции автомат Калашникова из Яузы доставал, несколько заржавевший, но в рабочем состоянии, — рассказывает Мельников.
— А помнишь, колесо старинное нашли, позапрошлого века вроде бы, декоративный якорь и серебряную монетку в виде чешуйки, тоже очень древнюю? — подключается к нашему разговору заместитель начальника ПСС Сергей Селиванов.
Даже таким подводным открытиям местные водолазы не особенно удивляются. Ведь спасательной станции «Крымский мост» уже скоро 127 лет исполнится. Четырежды обновлялся ее домик на воде, лишь метров на 200 передвинулся вниз по течению за это время.
Речной дозор
Все необходимое для жизни и работы на дебаркадере есть. За акваторией Москвы-реки и прилегающими к ней территориями следят сотни тысяч видеокамер. Водолазы-спасатели в любой момент могут увидеть, что происходит в каждой точке их зоны ответственности, которая протянулась почти на шесть километров — от Андреевского до Большого Каменного моста.
Летом по тревоге спасатели срываются к нуждающимся в их помощи на скоростных маломерных катерах, а зимой над ледяной коркой «летает» судно на воздушной подушке «Славир».
— Не более двух с половиной минут нам дается для прибытия к месту происшествия, — Михаил предлагает прокатиться на патрульно-спасательном катере «Норд Сильвер Про 695».
Вместе с ним и его товарищами нам с фотографом предоставляется возможность совершить патрульный обход. Катерок кажется снаружи небольшим, а внутри оказывается довольно вместительным. Какие-то секунды — и мотор живо начинает урчать, и мы уже практически несемся над речными волнами, 80 километров в час. Мимо нас чертят строгие линии высокие парапеты набережных.
— Точно крепостные стены, — я киваю на них головой, — неужели кто-то рискует перебираться в воду?
— В жаркие дни по 10 человек за дежурство вылавливаем, — говорит наш водитель, водолаз-спасатель Вадим Резвых.
А катер тем временем подруливает к оборудованной под кафе веранде. В этом месте вода слишком близко подбирается к отдыхающим, каменные плиты заканчиваются небольшой песочно-гравиевой полоской. И вот на этом песочке прямо на наших глазах разворачивается такая ситуация. Симпатичная девчушка лет пяти пытается дотянуться до водички.
— Девочка, а где твои родители? — доброжелательно вопрошает Михаил.
Ребенок округляет в испуге глаза и спешно удаляется в сторону столиков кафе, где мама с папой, ничего не
замечая, обедают.
— Сколько случаев известно, когда малыши вот так, без присмотра, оступаются, падают в воду, тонут, — сердито качает головой Михаил.
Ступенек, спускающихся к воде, вдоль набережной, кстати, предостаточно. Но они вовсе не предназначены для купальщиков. Здесь купаться в принципе запрещено. Движение речных судов настолько велико, что практически невозможно между ними пловцу просочиться, и работающие винты точно в воронку засасывают все, что к ним приближается. А еще водолазы постоянно натыкаются под водой на всякого рода опасные преграды: остатки строительной арматуры, колеса, большие камни.
— Ударится какой-нибудь непослушный ныряльщик о такой камушек, и никакая реанимация его не воскресит, — разводит руками Мельников.
Теперь мы уже проплываем под сводами самого высокого в Москве Крымского моста. С него регулярно пытается кто-нибудь спрыгнуть. Спасатели рассказывают о нескольких категориях граждан: романтиках, пытающихся покорять неприступные женские сердца, искателях приключений и, увы, не совсем здоровых психически людях. Высота пилонов моста достигает 27 метров. Спрыгнуть в воду неспортсмену и остаться в живых — большая удача.
— Недавно у моста дежурили сразу четыре команды — наша, пожарная, скорая и полиция, — вспоминает Вадим. — Один чудак по наклонной балке дополз до самого верха пилона, посидел там и двинулся в другую сторону. Повезло, что не сорвался.
Потом его внизу полиция воспитывала.
Самыми жаркими по службе становятся для спасателей праздничные дни. Под грохот салюта с палуб скользящих по воде речных трамвайчиков обязательно кто-нибудь норовит свалиться. С того же моста на крыши этих трамвайчиков пытаются прыгать «каскадеры».
— Вспоминается один «отважный» прыгун с прошлогоднего дня ВДВ, 2 августа. Решил прыжком с моста отметить свой профессиональный праздник и ударился плашмя спиной о воду. Пока мы его из воды тащили, возмущался, даже драться пробовал. А в катере, когда спина резко почернела, тут же понял тяжесть своего положения, благодарил, извинялся, — рассказывает Мельников.
Уже возвращаясь на базу, мы видим, как на противоположном берегу в воду пытаются спуститься двое парней.
— Попрошу немедленно отойти от воды, — строго в рупор призывает спасатель Мельников. — Вот видите, эти уже разогрелись на солнышке.
Избежать пробок
Еще один сигнал тревоги поступает по рации. Недалеко от станции заглохла мотолодка «Марина». И ей на выручку спешит экипаж «Норд Сильвера», нужно скорее отбуксировать судно к пристани, чтобы не возникло затора на оживленной водной трассе. Аварии, столкновения на воде, между прочим, тоже случаются. В час пик эту водную магистраль на шесть полос умудряются разрезать маломерные суда. За всеми глаз да глаз нужен, надежный, опытный — профессионального спасателя.
Кстати, каждый из наших новых знакомых, кроме профессии спасателя, обладает еще целым набором разнообразных специальностей — компрессорщик, судоводитель, альпинист, сварщик... Не менее семи, чтобы на все случаи жизни. Вот свою универсальность на соревнованиях Мельников и доказал. Как он считает, в их деле никакие навыки лишними не бывают.
СПРАВКА
У поисково-спасательной станции «Крымский мост», которая находится в районе Якиманка, длинная история. 19 мая 1875 года был создан Московский округ подаяния помощи при кораблекрушениях. В распоряжении первых спасателей было всего две лодки — простая и двухвесельная лодка Френсиса. Спасательная станция «Крымский мост» была построена на откосе левых дамб у Крымского моста в 1894 году, 30 августа она торжественно открылась, оборудованная как служебными, так и жилыми помещениями для моряков-спасателей.
НА ЗАМЕТКУ
Советы лучшего спасателя Москвы Михаила Мельникова.
■ Нельзя купаться в зоне движения речных судов, даже маломерных. Их работающие винты
на расстоянии нескольких метров способны затянуть под себя человека.
■ Нырять и плавать в необорудованных для купания местах запрещено не просто так. Это опасно, ведь дно Москвы-реки усеяно большими камнями и крупным строительным мусором.
■ Будьте бдительны: оставшийся без присмотра у воды ребенок может легко потерять равновесие, упасть в воду и утонуть.
■ При падении во время аварии автомобиля в воду у пассажира и водителя есть в лучшем случае 3 минуты. Для спасения нужно освободиться от ремней безопасности и разбить стекло в той части машины, которая удерживается над водой, чтобы скорее покинуть салон.