Почти 90% заявлений от нотариусов поступает в столичный Росреестр в электронном виде
Управлением Росреестра по Москве принято 21 854 заявления, поданные нотариусами в 2018 году. Это в 1,3 раза больше, чем годом ранее, когда поступило 16 923 заявления. При этом доля электронных заявлений составила 89% (19 466) - в то время как в 2017 году этот показатель составлял 68% (11 467 заявлений).
Рост количества заявлений, поданных нотариусами в электронном виде, в значительной степени обусловлен сокращением сроков проведения учетно-регистрационных действий. До 1 февраля удостоверенные нотариусом сделки регистрировались три дня при подаче документов на бумажном носителе и один день в случае, когда заявления подаются онлайн.
С 1 февраля 2019 года вступили в силу поправки в законодательстве, согласно которым нотариусы должны в обязательном порядке представлять в Росреестр заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в электронном виде. Таким образом, теперь после удостоверения сделки нотариус обязан незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня, направлять необходимые документы в Росреестр. Исключением могут стать лишь сроки, отдельно установленные сторонами в договоре.
В случае если нотариус по независящим от него причинам не может подать документы в электронном виде, он должен представить их на регистрацию на бумаге в срок не более двух рабочих дней со дня удостоверения договора. При этом перечень причин, при наличии которых предоставление заявления в Росреестр является невозможным, утвержден Минюстом России 28 декабря 2018 года.
Руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов:
«На сегодняшний день практически 90% заявлений от нотариусов поступает к нам в электронном виде. Однако это лишь 11% от всего объема поступивших в прошлом году заявлений онлайн. С 1-го февраля направление документов в электронном виде становится для нотариусов обязательным, и что важно – бесплатным для самих заявителей. Раньше предоставление документов онлайн расценивалось как дополнительная нотариальная опция. После вступления поправок в силу, подготовкой, проверкой, удостоверением, направлением документов онлайн в Росреестр и последующей выдачей заявителю будут заниматься нотариусы. Конечно, это существенно сэкономит время и снизит финансовые затраты. Кроме того, указанные нововведения позволят отказаться от услуг «серых» посредников, которые зачастую незаконно предлагают «ускорить» регистрацию за отдельную плату».