Под крылом «Синей птицы»
Геннадий Мазурин в космос не летал, на Байконуре не был. Он конструировал уникальные поисково-спасательные машины «Синяя птица», встречающие космонавтов, когда спускаемые аппараты возвращаются на Землю.
Специальное конструкторское бюро под началом Виталия Грачева считалось одним из самых секретных в Советском Союзе. Заслуги Грачева в разработке спецтехники ставили чуть ли не в один ряд с достижениями самого Сергея Королева.
Бюро создавало многоцелевые вездеходы, превосходящие по качеству западные.
- Геннадий Иванович, знающие люди нашептали мне, что вы многие годы работали в бюро Грачева. Они ничего не перепутали?
- Видимо, хорошо у вас разведка действует, — вы совершенно правильно подметили, и про Грачева, и про секретность, — подтвердил Геннадий Мазурин. — Будучи старшим техником секретного СКБ, я около года даже не видел машину, агрегаты к которой испытывал. Причем по характеристикам получалось, что это либо трактор, либо танк.
Лишь потом секреты ему раскрыли: оказалось, что испытывал Мазурин со товарищи агрегаты на ЗИЛ-135К: эти восьмиколесные двухмоторные гиганты шли на парадах по Красной площади, транспортируя ракетные комплексы. А потом началась работа на космос.
Кстати, мы встретились на Смоленской набережной, прямо напротив дома, где Геннадий Иванович живет уже более 70 лет.
— Давайте немного пройдемся, — предложил он. — Знаете, я люблю гулять по центру города. Столько любимых переулков, Плющиха.
А ведь когда-то это была окраина, многие здания и набережные строились на моих глазах... Двор был очень дружный, все делали вместе. Даже на автокурсы сообща записались. После этого вся жизнь оказалась связана с автомобилем, со специальным КБ ЗИЛа. Я там и с будущей супругой познакомился, она тоже конструктор. 32 года проработали вместе.
Так вот, уже мало кто помнит, что в 1965-м экипаж в составе Павла Беляева и Алексея Леонова попал в переплет: при посадке отказала автоматика, пришлось сажать корабль вручную. В итоге вместо запланированных казахстанских степей — пермская тайга, из которой экипаж вытаскивали двое суток. К космонавтам просто ни одна техника не могла подобраться.
Хорошо, они смогли сами выбраться на поляну к вертолету. Вот тогда Сергей Королев и обратился к нам с просьбой сделать машину, которой было бы нипочем любое бездорожье. Так на свет появились ПЭУ — поисково-эвакуационные установки, способные передвигаться практически в любых климатических и дорожных условиях. Второе поколение этих грузопассажирских автомобилей-амфибий, дополненное шнекороторным снегоболотоходом, стало полновесным спасательным комплексом, получившим название «Синяя птица».
Наверное, за эффектную синюю окраску. Лучших спасательных машин еще никто в мире не сделал.
- А в те периоды, когда нет полетов и возвращений?
- А тогда «Синяя птица» ищет и привозит на разбор отработавшие западные спутники-шпионы.