Опрос

28 июля 1958 года на Триумфальной площади был открыт памятник Владимиру Маяковскому. Знаете ли Вы, кто был скульптором?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Под крылом «Синей птицы»

erg

Геннадий Мазурин в космос не летал, на Байконуре не был. Он конструировал уникальные поисково-спасательные машины «Синяя птица», встречающие космонавтов, когда спускаемые аппараты возвращаются на Землю.

Специальное конструкторское бюро под началом Виталия Грачева считалось одним из самых секретных в Советском Союзе. Заслуги Грачева в разработке спецтехники ставили чуть ли не в один ряд с достижениями самого Сергея Королева.

Бюро создавало многоцелевые вездеходы, превосходящие по качеству западные.

 

— Геннадий Иванович, знающие люди нашептали мне, что вы многие годы работали в бюро Грачева. Они ничего не перепутали?

— Видимо, хорошо у вас разведка действует, — вы совершенно правильно подметили, и про Грачева, и про секретность, — подтвердил Геннадий Мазурин. — Будучи старшим техником секретного СКБ, я около года даже не видел машину, агрегаты к которой испытывал. Причем по характеристикам получалось, что это либо трактор, либо танк.

Лишь потом секреты ему раскрыли: оказалось, что испытывал Мазурин со товарищи агрегаты на ЗИЛ-135К: эти восьмиколесные двухмоторные гиганты шли на парадах по Красной площади, транспортируя ракетные комплексы. А потом началась работа на космос.

Кстати, мы встретились на Смоленской набережной, прямо напротив дома, где Геннадий Иванович живет уже более 70 лет.

— Давайте немного пройдемся, — предложил он. — Знаете, я люблю гулять по центру города. Столько любимых переулков, Плющиха.

А ведь когда-то это была окраина, многие здания и набережные строились на моих глазах… Двор был очень дружный, все делали вместе. Даже на автокурсы сообща записались. После этого вся жизнь оказалась связана с автомобилем, со специальным КБ ЗИЛа. Я там и с будущей супругой познакомился, она тоже конструктор. 32 года проработали вместе.

Так вот, уже мало кто помнит, что в 1965-м экипаж в составе Павла Беляева и Алексея Леонова попал в переплет: при посадке отказала автоматика, пришлось сажать корабль вручную. В итоге вместо запланированных казахстанских степей — пермская тайга, из которой экипаж вытаскивали двое суток. К космонавтам просто ни одна техника не могла подобраться.

Хорошо, они смогли сами выбраться на поляну к вертолету. Вот тогда Сергей Королев и обратился к нам с просьбой сделать машину, которой было бы нипочем любое бездорожье. Так на свет появились ПЭУ — поисково-эвакуационные установки, способные передвигаться практически в любых климатических и дорожных условиях. Второе поколение этих грузопассажирских автомобилей-амфибий, дополненное шнекороторным снегоболотоходом, стало полновесным спасательным комплексом, получившим название «Синяя птица».

Наверное, за эффектную синюю окраску. Лучших спасательных машин еще никто в мире не сделал.

— А в те периоды, когда нет полетов и возвращений?

— А тогда «Синяя птица» ищет и привозит на разбор отработавшие западные спутники-шпионы.

 

Новости партнеров