Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Подлинные гобелены и стол с секретом

Заместитель директора Дома народов России Евгений Соловьев показал комнату с гобеленами. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Заместитель директора Дома народов России Евгений Соловьев показал комнату с гобеленами. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Заместитель директора Дома народов России Евгений Соловьев показал комнату с гобеленами. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

В главном доме усадьбы купцов Морозовых в Подсосенском переулке идет реставрация. Специалисты сохранят исторический облик старинного особняка.

Снаружи памятник архитектуры XIX века выглядит так, как его задумал архитектор Михаил Чичагов. Именно к нему в конце 1870-х годов обратился купец Викула Морозов, решивший построить для своей семьи новый дом.

Фасады особняка, которые восстановят в первую очередь, богато украшены лепниной. По центру, на самом верху, сидят ангелы, держат «свиток» с буквой «М» — первой в фамилии владельцев усадебного дома. По бокам можно заметить милых путти с жезлами, обвитыми змеями, — символ античного бога торговли Гермеса. Это еще одна отсылка к владельцам дома, которые в свое время были богатейшими на всю Европу купцами. Главный фасад также украшают вазоны, цветочные гирлянды и маскароны — маски в виде львиных и мужских голов, заботливо прикрытых от осадков металлическими «касками». Смотрятся они инородно, поэтому во время реставрации «головные уборы» уберут. — Восстановим боковой балкон и центральный, над парадным входом, — сейчас его поддерживают довольно печальные атланты, — говорит гендиректор компании, отвечающей за реставрацию особняка, Юрий Чекунов. — Приведем в порядок штукатурный слой и белокаменный цоколь, который со временем выкрасили в серый цвет. Специалисты также заменят водосточные трубы и восстановят медную крышу с чешуйчатыми башенками. Это одна из главных задач первого этапа реставрации. Во время сильных дождей кровля протекает, что приводит к разрушению дома и ставит под угрозу сохранность уникальных интерьеров, к созданию которых приложил руку архитектор Федор Шехтель. К нему обратился старший сын Викулы Морозова Алексей, унаследовавший усадьбу в 1895 году.

По заказу нового хозяина Шехтель переделал парадный вестибюль в египетском стиле, спроектировал готический рабочий кабинет с библиотекой на втором этаже и соседнюю гостиную, которую украсили французскими гобеленами XVIII века. Изящные полотна Алексей Морозов лично привез из Парижа. К сожалению, со временем они выцвели и сейчас нуждаются в научной реставрации.

— Когда-то и здесь висели подлинники, — приглашает заглянуть в кабинет, который полностью отделан деревом, Евгений Соловьев, заместитель директора Дома народов России, расположившегося в особняке Морозовых. — Специально для этой комнаты Михаил Врубель написал живописные панно с сюжетами на тему «Фауста» Гете. Вот, например, изображения доктора и его возлюбленной Маргариты. Ее образ художник списал со своей жены.

Оригинальные работы хранятся в Третьяковской галерее. Здесь же висят печатные копии, сделанные еще в 1990-е годы. Но их планируют заменить на хорошие живописные репродукции. В дальнейшем реставраторам предстоит восстановить и другие детали готического стиля: высокие витражные окна, деревянные расписные потолки, мраморный камин с гаргульями и предметы мебели, подчеркивающие необычный антураж рабочего кабинета. Взять хотя бы стул, напоминающий трон, или напольные часы в виде башни средневекового замка.

Изразцовая печь — яркое украшение столовой в русском стиле. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Изразцовая печь — яркое украшение столовой в русском стиле. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

— Часы до сих пор работают, — уточняет Чекунов. — Необходимо их почистить и посмотреть, нет ли мелких утрат у корпуса. В библиотеку на втором этаже ведет деревянная лестница с резными перилами. На нижних ступенях сидит гном. Перед ним лежит раскрытая книга с надписью на латыни, которая в переводе на русский язык звучит как: «Жизнь коротка, искусство вечно». Сверху на столбе, покрытом чешуей, сидит крылатое существо.

Прямо над камином устроена ниша с лавочкой. Предположительно, это было место для отдыха, куда подавали закуски и напитки с помощью специального подъемного механизма. Он спрятан в боковой стене и закрыт витражным окном. Библиотека также украшена росписью, в том числе на сюжеты одного из произведений Гете — на этот раз сатирической поэмы «Рейнеке-лис». В центре комнаты стоит стол с секретом — под ним находится люк, который нужен, чтобы менять перегоревшие лампочки. Дело в том, что библиотека расположена прямо над гостиной с гобеленами, в которой устроен стеклянный потолок с подсветкой.

— Библиотека сохранилась в очень хорошем состоянии, — осматривает комнату директор по реставрации Сергей Чернышев. — Но вот книжные шкафы, скорее всего, подновлялись. Раньше все грунтовки были на основе свинцовой олифы, из которой дерево набирало цвет. И если мы посмотрим на нижнюю часть кабинета, то она гораздо темнее. Можно предположить, что с ней произошло то же, что и с картиной Рембрандта, известной под названием «Ночной дозор». Изначально художник запечатлел стрелковую роту днем, но из-за того, что белила были на свинцовой основе, светлые краски со временем потемнели.

В интерьерах особняка специалисты обнаружили немало подлинных деталей. Среди них: лепнина на потолке, люстры, зеркала, исторический паркет, чугунные экраны для батарей, фурнитура на окнах и бронзовые ручки на деревянных дверях, часть из которых отделаны шпоном карельской березы.

— Внутри — ценный «архив», который нам предстоит сохранить для следующих поколений, в том числе реставраторов, — подчеркивает Чернышев. Так, в столовой, выполненной в русском стиле, восстановят нарядную печь, покрытую разноцветными изразцами. По легенде, она никогда не использовалась по назначению, потому что в нее был встроен сейф. Впрочем, для реставраторов печь сама по себе — сокровище. Как и другие уцелевшие до наших дней уникальные вещи, вроде линкруста — плотных обоев с рельефным рисунком, который сейчас немного «замылен» слоем краски. Есть версия, что изначально линкруст был другого цвета. Но, чтобы узнать это наверняка, надо провести дополнительные исследования, которые также помогут установить истинный оттенок стен голубого и серого залов, расположенных на втором этаже. По мнению художников, те цвета, в которые они выкрашены сейчас, не характерны для XIX века. — Бирюзовый — возможно, но не такой неестественно голубой, — Юрий Чекунов проходит через танцевальную в музыкальную гостиную, оформленную в бежевых тонах.

Там, где сейчас глухая стена, раньше была двухметровая сцена — для домашних спектаклей и концертов. Вопрос, будут ли ее воссоздавать, пока открыт. Когда-то в доме была и придомовая старообрядческая церковь. Сейчас о ней напоминают сводчатые потолки и витражное окно, которое приведут в порядок во время реставрации фасадов.

КСТАТИ

Алексей Морозов был страстным коллекционером. Так, у него была коллекция фигурок, которые Императорский фарфоровой завод выпустил под названием «Народы России».

Новости партнеров