Поедем через центр напрямик
Столичную транспортную систему ждут революционные перемены. Власти города совместно с Российскими железными дорогами (РЖД) запускают мегапроект по развитию транспортного узла.
Первый шаг уже сделан. 15 ноября мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров представили доклад президенту страны Владимиру Путину о новых градостроительных решениях. Среди которых организация сквозного железнодорожного движения через столицу по типу Московского центрального кольца (МЦК).
Сквозные диаметры
Проект предлагает вариант развития железнодорожного вида транспорта, которое условно называют «наземное метро». Первый этап изменений коснется направлений Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск.
Идея заключается в том, чтобы соединить разрозненные куски железных дорог Москвы друг с другом и создать сквозные диаметры, которые в точках пересадок также будут связаны. Это приведет, с одной стороны, к тому, что поезда в центре города не будут стоять и разворачиваться, а будут проходить сразу, что увеличит их интенсивность и повысит комфорт перевозок. А с другой — пассажиры смогут быстрее и удобнее добираться до нужной им точки, и в транспорте станет свободнее. Для реализации этого проекта необходимо было усилить все радиальные направления и организовать связи между московскими вокзалами. Нынешняя железнодорожная инфраструктура к этому готова. В качестве первого этапа выбраны два маршрута, которые свяжут Смоленское и Савеловское направления, а также Курское и Рижское.
Пятилетка перемен
На примере Белорусского и Савеловского направлений видно, что, по сути, создается новая наземная ветка метро протяженностью около 50 километров, по которой будут перевозить 42 миллиона человек.
— Если бы мы построили такую ветку под землей, понадобилось бы 250 миллиардов рублей и годы, а наземную ветку можно сделать за год-полтора, затратив минимальные ресурсы, — объяснил такой выбор Сергей Собянин Владимиру Путину. — Таких направлений может быть от 5 до 15 в течение 5 лет. Этот проект изменит ситуацию в Московском транспортном узле. Им будут пользоваться до 300 миллионов пассажиров, на 10–12 процентов разгрузится весь транспорт.
Сегодня на поездку из Лобни в Одинцово жителям надо 1,5 часа (в случае прямой электрички, которая ходит редко). Пассажирам общественного транспорта приходится делать три пересадки. С открытием сквозного диаметра этот путь займет меньше часа, а пересадки делать вообще не потребуется.
Программа одобрена
Президент одобрил проект сквозного железнодорожного движения в Москве. Два первых диаметра планируется ввести в 2018–2019 годах. Обустройство дороги Лобня — Одинцово обойдется в 8 миллиардов рублей, Нахабино — Подольск — в 12. Обслуживание веток будет вестись по стандартам МЦК. Вся программа оценивается в 40 миллиардов рублей.
— Москва и РЖД поделят расходы поровну. Мы вместе тратим на доработку инфраструктуры для обеспечения перевозок, — констатировал мэр. Собянин заверил президента, что дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется. Диаметральные маршруты пригородного железнодорожного сообщения — часть программы развития Московского транспортного узла, как и уже состоявшийся запуск движения на МЦК. За первый год работы кольцом воспользовались порядка 100 миллионов человек.
КОММЕНТАРИЙ
Максим Ликсутов, заместитель мэра в правительстве Москвы, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры:
- За последние семь лет пассажиров в метрополитене и на Московском центральном кольце стало на 270 миллионов человек больше, на пригородных электропоездах — на 80 миллионов больше. Большинство пригородных электричек стали останавливаться на станциях с пересадкой на МЦК. Таким образом, теперь все больше пассажиров пересаживаются с электрички на МЦК, не доезжая до центральных столичных вокзалов.