Поет валторна, подпевает кларнет
Основанная в 1932 году, Детская музыкальная школа имени Анатолия Лядова показала литературно-музыкальную композицию, посвященную 70-летию Победы.
На концерте побывала корреспондент «МЦ», накануне 8 Марта познакомившаяся с директором школы Ларисой Савенковой.
Пятнадцатая в России музыкальная школа была основана в 1932 году и сегодня более известна как ДМШ имени Лядова. Возглавляет ее в течение 33 лет аккордеонистка Лариса Савенкова.
За эти годы она воспитала не одно поколение талантливых музыкантов.
Здание «музыкалки» наполнено звуками. Поднимаясь по лестнице, успеваем услышать, как распевается младший концертный хор «Радуга», репетирует оркестр народных инструментов Анжелы Акшенцевой и поет грудным голосом валторна.
Кабинет директора не исключение: телефонная трель не умолкает ни на минуту, все хотят узнать подробности условий поступления от самой Ларисы Григорьевны.
— Несмотря на то, что в советские годы стоимость обучения составляла 23 рубля, а это не меньше трети минимальной зарплаты, конкурс при поступлении составлял 4–5 человек на место, — вспоминает Лариса Григорьевна. — Сейчас конкуренция на «бюджет» такого же уровня.
Контрактная основа — далеко не приговор. По ходу обучения у ребят есть возможность перевестись на бюджетные места.
Знакомимся с учеником блистательного руководителя струнного отдела Ольги Лебедевой, который пришел в пятнадцатую музыкальную школу из Гнесинки.
— Трое из девяти моих братьев и сестер учатся здесь.
Свой маленький ансамбль для выступления на домашних праздниках у нас и так был, но теперь мы еще более сыгранны, — не отрываясь от виолончели, рассказывает круглолицый Валериан Яблочкин, внук знаменитого священника Валериана Кречетова. — А что из каждого выпуска лишь трое-четверо поступают в музыкальные училища — совсем не страшно, ведь 99 процентов Нобелевских лауреатов тоже окончили только музыкальные школы.
Коридоры здесь в буквальном смысле «поют». И дело совсем не в «спорящих» между собой звуках скрипки, фортепиано и виолончели, доносящихся из-за дверей.
Просто в перерыве между музыкальной литературой и сольфеджио в коридорах продолжают петь девчонки.
Кто-то отрабатывает септаккорд, который не получилось определить на слух на занятии, а кто-то тихонько бормочет песню модного рэписполнителя. И все же среди коридорного многоголосия резко выделяются тоненькие самозабвенные распевки: «Мааааааа-ма», «Лиииииииля», «Даааааааа-ша». Это выводят свои первые ноты ученики подготовительного отделения — ансамбль «Родничок».
— Конечно, каждый родитель видит в своем чаде Мацуева или Ростроповича,— признает директор, — и доля логики в этом действительно есть. Склонность к музыке у детей видна еще на прослушивании. В талантливом ребенке есть какая-то особая харизма.
Кстати, отсутствие таланта, по словам завуча Ларисы Семеновой, — совсем не трагедия. Чувство ритма, техника и даже слух развиваются и «нарабатываются» упорством и желанием. Порой ребенок благодаря усердию добивается высот и заканчивает Гнесинку. Именно поэтому всех маленьких учеников стараются оставить в музыкальной школе. Им подбирают более подходящие инструменты и развивают то лучшее, что в них есть.
Ведь музыкальное образование — инструмент всестороннего развития личности ребенка и формирования его ответственности перед обществом. На выпускном в этой школе каждый год звучат одни и те же слова: «Надеемся, что мы воспитали вас хорошими людьми!»