Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Погулять по улочкам Вечного города

23 июля 2022 года. На фестивале «Москва — третий Рим» реконструктор Древнего Рима, историк Сергей Евсеенков (слева) в роли легата — полководца во главе отряда легионеров. Фото: Анна Макмаладзе
23 июля 2022 года. На фестивале «Москва — третий Рим» реконструктор Древнего Рима, историк Сергей Евсеенков (слева) в роли легата — полководца во главе отряда легионеров. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
23 июля 2022 года. На фестивале «Москва — третий Рим» реконструктор Древнего Рима, историк Сергей Евсеенков (слева) в роли легата — полководца во главе отряда легионеров. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
23 июля 2022 года. На фестивале «Москва — третий Рим» реконструктор Древнего Рима, историк Сергей Евсеенков (слева) в роли легата — полководца во главе отряда легионеров. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

Территория Крутицкого Патриаршего подворья на два дня погрузилась в атмосферу Вечного города. На фестивале «Москва — третий Рим» корреспондент «МЦ» узнал, какими мечами бились древние римляне и без чего не обходился ни один воин, а заодно заработал пару синяков в сражении не на жизнь, а ради исторического интереса.

На входе в импровизированный римский городок слышна античная музыка. Это боевая песня. Рядом с источником звука, в огороженном круге, проходят бои на спатах — обоюдоострых мечах. Такое оружие римская кавалерия использовала начиная с первого века до нашей эры. Возможность попробовать себя в роли древнеримского воина была и у гостей. И раз уж выпал такой шанс, решил его не упускать и я.

Реконструктор Алексей Петраков объясняет, почему нельзя верить фильмам. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
Реконструктор Алексей Петраков объясняет, почему нельзя верить фильмам. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

Противник — уже не новичок, но адреналин ударяет в кровь, и вот я стою с мечом, пусть и учебным. Весит он, кстати, немало. Атакую первым. Промах. Сразу же стараюсь отойти, убирая левую ногу назад, но удар все-таки прилетает в правое колено. Решаю сменить стратегию и жду выпада соперника. Ловлю его и целюсь по животу… Паритет! Но неожиданно противник атакует и на этот раз попадает мне по плечу. Больновато, но надо терпеть. Два — один, временная ничья или поражение.

Становлюсь в стойку и жду. Несколько промахов, и вот он ловит меня на глупой ошибке, попадает по кисти. Меч выбит… Жму руку и выхожу с поля боя запыхавшийся и немного избитый.

Рядом по брусчатке строевым шагом проходит отряд римских легионеров. Его ведет легат — так называли полководцев в Древнем Риме. На груди у него броня, а в руках скипетр, на конце которого красуется орел — аквила, знак легиона.

— Мы сами изготавливаем всю амуницию для фестивалей. Читаем источники, чтобы собрать достоверную информацию о том, как выглядели римские военные, — говорит исполняющий роль легата легиона Сергей Евсеенков. — Этот скипетр, например, я увидел в итальянском музее. Спросил у экскурсоводов, из чего он, как делается, что это за символ. Решил по рисункам и прототипам его изготовить.

Все команды отдаются на латинском языке. Самое известное римское построение — «черепаха». По команде «Testudinem formate!» (Сформировать щит. — «МЦ») воины образуют прямо угольник с минимальными интервалами между рядами.

Такие предметы обихода использовались в дальних походах. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
Такие предметы обихода использовались в дальних походах. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

Первая шеренга смыкает щиты, держа их перед собой, а последующие шеренги — над головой, края щитов заходят один за другой. Отряд уходит патрулировать улицы города, а гости продвигаются вглубь двора, усеянного шатрами.

— Такие места назывались римскими форумами. Они включали в себя не только торговую площадь, но и прилегающие здания. На форуме проводились народные собрания, заседания сената, билось сердце Древнего Рима, — поясняет реконструктор Алексей Петраков.

Рядом с его шатром — 185-сантиметровая фигура коня, обвешанная походным скарбом.

— На самом деле в Древнем Риме не было таких крупных коней, как показывают в фильмах. Они были как современные пони, но вес, что они носили, — примерно 150 кило с амуницией солдата плюс его собственный вес, — добавил Петраков.

Снаряжение лежит рядом на шерстяном покрывале. Небольшой топор, пила, плетеная корзина, кожаная фляга и все, что могло пригодиться в походе. Алексей сделал почти все сам.

Общая коллекция насчитывает более сотни предметов. Но особняком в его собрании стоит позолоченный стригиль — похожий на серп предмет, но с завернутым внутрь лезвием.

— Его использовали, когда парились в термах, для очистки кожи, — объясняет Алексей. — С него началась моя коллекция. Петраков выиграл его в бою на фестивале пять лет назад.

— Решил поучаствовать в бою на мечах, а призом был стригиль, — вспоминает Алексей. — Было сложно. Особенно когда попали по кисти. Вел бой одной рукой, но выиграл. Теперь везде ношу стригиль с собой. Даже в баню иногда беру — удобная вещь, если хочешь попариться и испытать ощущения, которые были у людей в Древнем Риме.

Пережить полное погружение в ту эпоху могли гости фестиваля — попробовать свои силы в стрельбе из лука или пройти к римским матронам и послушать, как жили свободнорожденные замужние женщины. Чуть дальше расположился шатер с оружием, которым пользовались римские легионеры.

— Мы хотели создать небольшой мир, где будет интересно не только людям, увлеченным историей, но и гостям, которые хотят погрузиться в атмосферу Древнего Рима в рамках такого небольшого костюмированного спектакля, — рассказал руководитель проекта «Москва — третий Рим» Олег Игнатов. — Надеюсь, подобные фестивали будут проходить чаще и собирать все больше неравнодушных к теме исторической реконструкции людей.

Новости партнеров