Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Погулять по улочкам Вечного города

23 июля 2022 года. На фестивале «Москва — третий Рим» реконструктор Древнего Рима, историк Сергей Евсеенков (слева) в роли легата — полководца во главе отряда легионеров. Фото: Анна Макмаладзе
23 июля 2022 года. На фестивале «Москва — третий Рим» реконструктор Древнего Рима, историк Сергей Евсеенков (слева) в роли легата — полководца во главе отряда легионеров. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
23 июля 2022 года. На фестивале «Москва — третий Рим» реконструктор Древнего Рима, историк Сергей Евсеенков (слева) в роли легата — полководца во главе отряда легионеров. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
23 июля 2022 года. На фестивале «Москва — третий Рим» реконструктор Древнего Рима, историк Сергей Евсеенков (слева) в роли легата — полководца во главе отряда легионеров. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

Территория Крутицкого Патриаршего подворья на два дня погрузилась в атмосферу Вечного города. На фестивале «Москва — третий Рим» корреспондент «МЦ» узнал, какими мечами бились древние римляне и без чего не обходился ни один воин, а заодно заработал пару синяков в сражении не на жизнь, а ради исторического интереса.

На входе в импровизированный римский городок слышна античная музыка. Это боевая песня. Рядом с источником звука, в огороженном круге, проходят бои на спатах — обоюдоострых мечах. Такое оружие римская кавалерия использовала начиная с первого века до нашей эры. Возможность попробовать себя в роли древнеримского воина была и у гостей. И раз уж выпал такой шанс, решил его не упускать и я.

Реконструктор Алексей Петраков объясняет, почему нельзя верить фильмам. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
Реконструктор Алексей Петраков объясняет, почему нельзя верить фильмам. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

Противник — уже не новичок, но адреналин ударяет в кровь, и вот я стою с мечом, пусть и учебным. Весит он, кстати, немало. Атакую первым. Промах. Сразу же стараюсь отойти, убирая левую ногу назад, но удар все-таки прилетает в правое колено. Решаю сменить стратегию и жду выпада соперника. Ловлю его и целюсь по животу... Паритет! Но неожиданно противник атакует и на этот раз попадает мне по плечу. Больновато, но надо терпеть. Два — один, временная ничья или поражение.

Становлюсь в стойку и жду. Несколько промахов, и вот он ловит меня на глупой ошибке, попадает по кисти. Меч выбит… Жму руку и выхожу с поля боя запыхавшийся и немного избитый.

Рядом по брусчатке строевым шагом проходит отряд римских легионеров. Его ведет легат — так называли полководцев в Древнем Риме. На груди у него броня, а в руках скипетр, на конце которого красуется орел — аквила, знак легиона.

— Мы сами изготавливаем всю амуницию для фестивалей. Читаем источники, чтобы собрать достоверную информацию о том, как выглядели римские военные, — говорит исполняющий роль легата легиона Сергей Евсеенков. — Этот скипетр, например, я увидел в итальянском музее. Спросил у экскурсоводов, из чего он, как делается, что это за символ. Решил по рисункам и прототипам его изготовить.

Все команды отдаются на латинском языке. Самое известное римское построение — «черепаха». По команде «Testudinem formate!» (Сформировать щит. — «МЦ») воины образуют прямо угольник с минимальными интервалами между рядами.

Такие предметы обихода использовались в дальних походах. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
Такие предметы обихода использовались в дальних походах. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

Первая шеренга смыкает щиты, держа их перед собой, а последующие шеренги — над головой, края щитов заходят один за другой. Отряд уходит патрулировать улицы города, а гости продвигаются вглубь двора, усеянного шатрами.

— Такие места назывались римскими форумами. Они включали в себя не только торговую площадь, но и прилегающие здания. На форуме проводились народные собрания, заседания сената, билось сердце Древнего Рима, — поясняет реконструктор Алексей Петраков.

Рядом с его шатром — 185-сантиметровая фигура коня, обвешанная походным скарбом.

— На самом деле в Древнем Риме не было таких крупных коней, как показывают в фильмах. Они были как современные пони, но вес, что они носили, — примерно 150 кило с амуницией солдата плюс его собственный вес, — добавил Петраков.

Снаряжение лежит рядом на шерстяном покрывале. Небольшой топор, пила, плетеная корзина, кожаная фляга и все, что могло пригодиться в походе. Алексей сделал почти все сам.

Общая коллекция насчитывает более сотни предметов. Но особняком в его собрании стоит позолоченный стригиль — похожий на серп предмет, но с завернутым внутрь лезвием.

— Его использовали, когда парились в термах, для очистки кожи, — объясняет Алексей. — С него началась моя коллекция. Петраков выиграл его в бою на фестивале пять лет назад.

— Решил поучаствовать в бою на мечах, а призом был стригиль, — вспоминает Алексей. — Было сложно. Особенно когда попали по кисти. Вел бой одной рукой, но выиграл. Теперь везде ношу стригиль с собой. Даже в баню иногда беру — удобная вещь, если хочешь попариться и испытать ощущения, которые были у людей в Древнем Риме.

Пережить полное погружение в ту эпоху могли гости фестиваля — попробовать свои силы в стрельбе из лука или пройти к римским матронам и послушать, как жили свободнорожденные замужние женщины. Чуть дальше расположился шатер с оружием, которым пользовались римские легионеры.

— Мы хотели создать небольшой мир, где будет интересно не только людям, увлеченным историей, но и гостям, которые хотят погрузиться в атмосферу Древнего Рима в рамках такого небольшого костюмированного спектакля, — рассказал руководитель проекта «Москва — третий Рим» Олег Игнатов. — Надеюсь, подобные фестивали будут проходить чаще и собирать все больше неравнодушных к теме исторической реконструкции людей.

Новости партнеров