Полет на качелях и 5G: выставку-декорацию открыли в Бахрушинском музее
В Государственном театральном музее имени Алексея Бахрушина с 7 февраля можно посетить выставку-декорацию «70 качелей и 5G» театрального художника Татьяны Спасоломской. Днем ранее корреспондент газеты «Москва.Центр» отправилась на вернисаж, чтобы разузнать о связи любимого всеми с детства аттракциона и пятого поколения интернета.
Юбилейная выставка
В Бахрушинском музее работы Татьяны Спасоломской представляют уже в пятый раз.
Выставка-декорация «70 качелей и 5G» охватывает разные периоды жизни театрального
художника. Посетители увидят ранние эскизы, которые Татьяна Николаевна писала на курсе Заслуженного деятеля искусств РСФСР Татьяны Сельвинской на театральном факультете Московского художественного училища памяти 1905 года. Учебное заведение автор выставки
окончила в 1972 году.
— Мы только подступались к театру. Так как учителя были хорошие, мы сразу научились работать для спектаклей, — вспоминает художница.
На вернисаже Татьяна Сельвинская выступила с приветственным словом.
— Я посещала многие выставки Татьяны Спасоломской, но это самая лучшая, — обратилась она к своей ученице.
На экспозиции представили эскизы для спектаклей «Бал-маскарад» Джузеппе Верди, «Приключения Буратино в стране дураков» Адольфа Шапиро, «Две качели», «Старший сын» Александра Вампилова и другие.
Как отметила наша героиня, все полотна распределили по выставочным стенам не по временным рамкам.
— Мы компоновали по пятнам. На этой стороне разместили картины с преобладающим красным цветом, с другой — холодным, синим оттенком. Эскизы декораций будут демонстрироваться лентой по периметру стен, как окна бегущего поезда, — объяснила Татьяна Спасоломская.
Всего в экспозиции участвуют около 150 эскизов, зарисовок костюмов для театра, цирка и кино. Они выполнены на холсте, картоне и бумаге.
Под витринами разложили фотографии самой художницы с коллегами — в работе и, конечно, в театре с 1960 по 2020 годы.
— Макетов у меня сохранилось мало. В центре зала мы поставили модель к пьесе Александра Вампилова «Старший сын», ближе к стене посетители увидят модель спектакля «Дело номер бесконечность» режиссера Никиты Гриншпуна. Постановку показали в Сахалинском театральном центре имени Антона Чехова, — вспоминает художник.
Крылатые качели
— Помню себя с двух лет. Дом, сад, яблоня, куры, лес. И конечно, летом качели! Их — дощечку на длинных толстых веревках — установили над ступенями высокого крыльца, старинного простого дома посреди леса на речке Серебрянка в Подмосковье. Это была моя любимая детская забава, — рассказывает Татьяна Спасоломская. — Когда мы разрабатывали концепцию выставки, мне пришла мысль, что полет на качелях похож на течение времени. Туда-сюда, год за годом. Так появилась первая часть названия выставки.
В связи с техническими моментами зала количество «главных героев» выставки уменьшили. Каждому посетителю, который зайдет в пространство выставки, стоит обратить внимание на потолок — там в движении застыли семь старинных качелей.
Это придает всей экспозиции ощущение театральности, когда все останавливается в красноречивой паузе. В Бахрушинском музее выставка продлится до 8 марта.
5G — это, в понимании автора выставки, уплотненное пространство, в котором сейчас живут люди.
— Этот густой информационный поток действует и на меня. В последнее время я рисую больше импульсивно, агрессивно и быстро. Это ярко заметно на выставке. Картины на холсте, нарисованные маслом, статичные, с проработанными деталями. А с другой стороны мои недавние эскизы. Их я рисовала на картоне акварелью. Но стоит уточнить, что и те, и те соответствуют театральным правилам, — уточнила Татьяна Спасоломская.
Выставку по праву можно считать одной из лучших у автора. В ней посетители увидят и дело всей жизни Татьяны Спасоломской — театральные эскизы и спектакли, в которых использовали придуманные нашей героиней декорации. Границы географии, истории и творчества не ограничены в зале экспозиции.