Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Поздравили и... предупредили

Москвичка Татьяна Петрова у плаката «Было ремесло — да быльем поросло» Татьяны Немковой. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»
Москвичка Татьяна Петрова у плаката «Было ремесло — да быльем поросло» Татьяны Немковой. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»
Москвичка Татьяна Петрова у плаката «Было ремесло — да быльем поросло» Татьяны Немковой. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»
Москвичка Татьяна Петрова у плаката «Было ремесло — да быльем поросло» Татьяны Немковой. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»

Уютный дворик МОСХа, что в Старосадском переулке, снова украшен плакатами, посмотреть которые может каждый желающий, и совершенно бесплатно.

Напоминаем о такой возможности: пошли гулять — и вперед, заходите в калитку, во внутренний дворик особнячка, на этот раз тут вас ждут… борцы с «зеленым змием».

…С присущим им чувством юмора кураторы выставки Сергей Булкин и Камиль Зайнетдинов в предновогодние дни решили всем напомнить, что отмечание праздника это,
конечно, дело хорошее, но во всем важна мера. Одни плакаты не могут не вызвать улыбки, другие восхитят тем, насколько точно, кратко и образно доносится до зрителей суть замысла и как о многом она заставляет задуматься.

Плакат «Печальный финал» художника А. Конова, 1987 год. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»
Плакат «Печальный финал» художника А. Конова, 1987 год. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»

Идея у плакатов — общая, алкоголь — зло, а стили — разные, от того и бродить по сугробикам, что за ночь выросли вокруг плакатов, любопытно. «Где напьется — там и подерется» — констатирует художник Татьяна Немкова. У нее антиалкогольных плакатов — целая серия. Художник она разноплановый, яркий, стильный. Москвичка, чьи детство и юность прошли в Арбатских переулках, училась в «Строгановке» на отделении дизайна, но хотя и делала в выбранном направлении успехи (получила восемь авторских свидетельств на промышленные образцы!), после вступления в Московское отделение Союза художников активно занялась созданием плакатов, в том числе социальных, имеет огромное количество наград.

Совсем другой стиль у плакатов Константина Гераймовича или Сергея Кузнецова, Ирины Войновой, Евгения Каждана, Бориса Смотрова. «Небо в клеточку», вид из окна камеры на плакате А. Конова не нуждается в подробной расшифровке, ведь оконный проем имеет форму бутылки. И кенгуру, несущая в фартуке не веселых кенгурят, а три «пол-литры» на плакате Е. Белова и Ю. Сокольникова, возможно, расскажет о риске бесплодия пьющих женщин больше, чем лекции на эту тему. «Остановись» И. Майстровского — жутковатая оплеуха чрезмерно увлеченным посиделками: вот уже и фигура человека становится похожа на вожделенную бутылку, а внутри появляется пустота — как у сосуда опорожненного…

Обратите внимание, многие плакаты датированы 1987 годом. Памятный год! Дело в том, что попытки оградить россиян от пагубной привычки употреб лять алкоголь в СССР предпринимались не раз. Сначала, когда в 1917 году к власти пришли большевики, они запретили производство спиртных напитков аж до 1923 года. Потом к разным методам борьбы с пьянством советские власти возвращались в 1929-м, 1958-м, 1972-м годах. Но самой масштабной антиалкогольной кампанией, о которой россияне вспоминают по сей день, стала борьба с пьянством в 1985–1987 годах. 7 мая 1985 года было принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». Однако падение бюджетных доходов от спиртного совпало с начавшимся в 1987 году экономическим кризисом, и советскому правительству пришлось отказаться от борьбы с пьянством...

Выставку курируют Сергей Булкин и Камиль Зайнетдинов.

Плакат Сергея Кузнецова 1987 года убеждал: «Остерегайтесь ималых доз алкоголя!». Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»
Плакат Сергея Кузнецова 1987 года убеждал: «Остерегайтесь ималых доз алкоголя!». Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»

— Почти сразу после образования СССР, задолго до появления телевидения как такового и, понятно, разнообразных шоу про здоровье на нем, в нашей стране была организованна массовая работа с населением, ставившая своей целью просвещение граждан в области пропаганды здорового образа жизни, — рассказывает Сергей. — В дальнейшем эту важную работу возглавил Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР. К работе были привлечены врачи, психологи, ученые, готовившие на основании различных исследований методические материалы, а также художники, которые посредством художественных приемов доносили эти знания до широких масс.

И все мы росли на этих плакатах! Вспомните, ведь со всех углов призывали они мыть руки перед едой и следить за гигиеной, чистить зубы, есть чистые овощи и фрукты, соблюдать правила поведения, не мусорить, быть осторожным со спичками в лесу... Увы, почти все это — в прошлом.

— Ну о чем вы! Заказов нет вообще — ни на какие плакаты. Работа такая в принципе не ведется, — с печалью констатирует Сергей Булкин. — Собственно, и цель проекта в Старосадском, я имею в виду установку панелей для демонстрации плакатов, — вовлечь городское пространство в процесс социальной работы с населением. При поддержке властей подобные стенды и выставки могли бы появиться и в других городских пространствах.

И они точно не принесли бы вреда. Кстати, хочется напомнить: во время пандемии врачи отмечали, что количество желудочно-кишечных проблем у населения сократилось в разы. Почему? Да потому, что все вспомнили о том, что нужно мыть руки, в том числе и перед едой!

— Своей выставкой мы хотели людей поздравить с наступающими праздниками, но заодно напомнить им, как вредны излишества, — говорит Сергей. — Плакаты рассказывают об этом в образной и доступной форме.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

На фото художник, куратор выставки Камиль Зайнетдинов
На фото художник, куратор выставки Камиль Зайнетдинов

— Эту выставкумы с Сергеем Булкиным задумали год назад. На фоне предновогодней суеты, белого снега, праздничного настроения и ожидания новогодних чудес наш проект, может, и не совсем новогодний, но он точно воспитательный, точно информационный, точно яркий и понятный. А это и есть главная задача классического плаката. Антон Павлович Чехов писал: «Не велика штука пить — пить и лошадь умеет… Нет, ты с толком выпей!..»

Новости партнеров