Пренеприятное известие: с моих костей срубают... масло
Жизнь драматического артиста — репетиции и спектакли. Но если на репетициях все может быть хорошо, то во время спектаклей случаются разные неожиданности.
В Театре Советской армии шел спектакль «Ревизор», в котором артист Ситко играл городничего. Как обычно открывался занавес, и городничий провозглашал знаменитое: «Я пригласил вас сюда, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Так у Гоголя — мы знаем это с детства. А на спектакле в исполнении Ситко однажды прозвучала иная трактовка: «Я пригласил вас сюда, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет Хлестаков». Обмолвился, бывает, причем случается это, несмотря на титаническую работу суфлеров, достаточно часто.
Или вот уже другая постановка «Ревизора» — в Театре Пушкина. Спектакль в разгаре. Добчинский произносит монолог о том, что в гостинице поселился молодой человек в партикулярном платье, странно себя рекомендует, за жилье не платит и зовут его… И тут вместо Хлестакова звучит: Иван Александрович Чичиков.
Спектакль «Макбет» Театра Советской армии. В главной роли — Владимир Сошальский. Первое время, поскольку стихи играть сложнее, чем прозу, он делал серьезные оговорки. Например, мог сказать: «Пока с моих костей не срубят… масло» (вместо мяса). Или: «Я слышу тонский копот!» (вместо конский топот).
В молодости Сошальский очень любил устраивать на сцене разные хохмы.
В спектакле «Хижина дяди Тома» он исполнял роль нехорошего белого дядьки, издевавшегося над неграми.
Однажды перед спектаклем актер взял и шутки ради сам загримировался под негра.
Вот так ему захотелось напроказничать. Так и вышел на сцену. Его партнерам нужно было говорить какие-то гневные слова в адрес этого белого расиста, но что же скажешь, если тот — черный, как негр? Сразу не придумаешь. Вышла жуткая путаница, замысел спектакля просто разрушился.
В постановке «Давным-давно» Сошальский играл гусара. Он выбегал на сцену с репликой: «Сейчас в одном подвале я нашел...» и ставил на стол бутылку пунша. Как-то актер забыл бутылку за кулисами. Другие продолжать не могут — пьеса в стихах. Все ждут, что скажет Сошальский. Тот произносит: «Забыл», выбегает за кулисы, хватает бутылку, снова выскочив на сцену, говорит в стихотворном размере: «Нашел! Нашел!» И действие покатилось дальше.